20:16:50 Понедельник, 23 декабря
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Директор пензенских «Тархан» Тамара Мельникова отмечает юбилей

11:45 | 15.11.2015 | Культура

Печать

Пенза, 15 ноября 2015. PenzaNews. 75 лет исполнилось директору государственного лермонтовского музея-заповедника «Тарханы», расположенного в Пензенской области, лауреату государственной премии РФ Тамаре Мельниковой в воскресенье, 15 ноября.

Директор пензенских «Тархан» Тамара Мельникова отмечает юбилей

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Она является бессменным руководителем учреждения с 1979 года.

Как отмечается на сайте музея-заповедника, именно благодаря ей сегодняшние «Тарханы» стали одной из фундаментальных составляющих культурного наследия России.

В 1990-е годы Тамарой Мельниковой был разработан проект поэтапной комплексной мемориализации «Тархан». Основные положения проекта базировались на использовании ансамблевого метода, предполагающего максимальное воссоздание архитектурного и природного ансамблей усадьбы с возвращением памятникам их исторических функций, бытовых реалий и условий, которые сформировали мировоззрение Михаила Лермонтова, его отношение к России, ее истории и культуре. На первом этапе они воплотились в реставрации архитектурных и ландшафтных памятников, находившихся в аварийном состоянии. Учитывая приоритетность работ в отсутствие должного финансирования, Тамара Мельникова нашла спонсоров. На ее убедительные доводы откликнулись губернаторы, депутаты, управляющие банков, директора заводов, президенты холдингов. Благодаря ей, содействие преобразованиям лермонтовских мест несло участникам этого процесса определенное самоутверждение, самоудовлетворение от причастности к делу, важному для всего государства.

Тамара Мельникова ввела в практику работы музея-заповедника перспективное, научно обоснованное, системное планирование и проектирование работ, привлекла для их проведения высококвалифицированных специалистов, способных находить нестандартные технологические решения и прогнозировать последствия их применения. Это сняло угрозу разрушения памятников, а в последующее десятилетие обеспечило качественное завершение реставрации архитектурного и ландшафтного ансамблей усадьбы.

Она инициатор и организатор нового для российских музеев дела: развитие традиционных видов хозяйственной деятельности усадьбы первой половины XIX века. Перспектива их планомерного, продуманного, экологически безопасного использования полностью оправдалась. Деликатно и неназойливо вписанные в музейное пространство пасека, сады, тепличное и мукомольное хозяйства, сенокосные угодья и пруды каждый год стали приносить музею ощутимые средства, создали рабочие места для местных жителей.

На этапе создания нового экспозиционного комплекса Тамарой Мельниковой было предложено важное концептуальное решение — новые экспозиции должны не только передать заложенный в них информационный смысл прошлого, но и стать «эмоционально переживаемым пространством». В контексте его воплощения в обновленные интерьеры были введены элементы бытовой повседневности усадебной поместной жизни XIX века. Эта грамотно и талантливо реализованная идея оживила прошлое на языке, понятном современному посетителю, помогла ему увидеть эстетику ушедшей лермонтовской эпохи, имеющей большое воспитательное воздействие.

Оживлением утраченного на новом уровне эмоционального восприятия стал инновационный проект Тамары Мельниковой по реконструкции досуговых развлечений дворянской и крестьянкой жизни. Его реализация исключительно силами сотрудников музея, а не артистами, на чем настаивала директор «Тархан», стала предметом не только их профессиональной гордости, но и всего музейного сообщества. Высокий уровень подготовки и проведения мероприятий имеет большое нравственно-воспитательное и развивающие значение как для сотрудников музея, так и для его посетителей, которые становятся не просто зрителями, но и участниками происходящего. Через свои эмоции и ощущения они непроизвольно входят в мир культуры ушедшей эпохи, что, безусловно, способствует формированию их личных ценностных ориентиров.

Тамара Мельникова скомплектовала треть существующей фондовой коллекции музея. «Золотую», мемориальную ее часть, она описала в книге «И дышит непонятная святая прелесть в них…», введя в научный оборот неизвестные сведения, касающиеся жизни Михаила Лермонтова, его близких и друзей, тем самым внося вклад в развитие лермонтоведения. На протяжении 25 лет по ее инициативе и непосредственном участии регулярно выходит научный сборник «Тарханский вестник», включающий в себя литературоведческие, музееведческие и лермонтоведческие исследования. При ее действенной авторской и редакционной поддержке подготовлен ряд изданий, отражающих современные представления о жизни и творчестве поэта и подводящих итоги в деле изучения и музейного освоения его наследия.

Под руководством Тамары Мельниковой активно расширилась и расширяется в настоящее время сфера культуротворческого воздействия «Тархан». Она стояла у истоков организации лермонтовских дней поэзии. Ее усилиями им присвоен всероссийский статус: ежегодно с 1971 года творчество Михаила Лермонтова объединяет тысячи людей разного возраста, политических взглядов и вероисповеданий. Налаженные ею контакты с научными, культурно-просветительскими и образовательными структурами страны разных уровней, разномасшабные акции имеют стратегически важную специфику — мобилизуют и мотивируют к изучению русского языка, литературы.

Ее авторские программы для ветеранов афганской и чеченской войн («Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть…», «Кавказ! далекая страна…») и юношей-призывников («Служу Отечеству») направлены не только на гражданско-патриотическое воспитание современников, но и демонстрируют новые возможности музея-заповедника как института общественной консолидации и площадки разнообразных социокультурных инициатив.

Особо следует отметить государственный масштаб деятельности, способность Тамары Мельниковой сообразовывать конкретный труд руководителя одного из важных культурных центров с культурной политикой государства.

Актуализация исторических феноменов в нравственном самосознании россиян посредством пропаганды лермонтовского духовного наследия привлекла к значительным позитивным результатам в год празднования 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова. Уровень оценки художественных достижений российского гения значительно поднялся как в стране, так и за рубежом в значительной степени благодаря личному вкладу Тамары Мельниковой.

К числу масштабных событий, инициированных и реализованных ею в рамках юбилейных мероприятий, следует отнести воссоздание в «Тарханах» историко-культурного фрагмента села начала XIX века, строительство и открытие музейно-просветительского центра, создание в нем уникальной экспозиции «Этапы короткого пути», объединяющей места, связанные с именем поэта, выход фундаментальных изданий — «Лермонтов-художник», «Лермонтов. Жизнь и творчество», «Тарханская энциклопедия».

Исключительной заслугой Тамары Мельниковой стало восстановление исторического вида захоронения усыпальницы Михаила Лермонтова (из-за непродуманного решения партийных работников на протяжении 75 лет вопреки этическим и христианским нормам доступ к гробу был открыт). Это стало самым знаковым событием юбилейного года.

Одна из последних инициатив Тамары Мельниковой — создание юбилейной выставки, объединяющей документальный, предметный, художественный материалы культурных организаций страны, хранящих лермонтовские реликвии. Выставка, беспрецедентная по своему масштабу, была организована в Государственном музее А.С. Пушкина при поддержке 37 организаций.

Как ранее сообщало ИА «PenzaNews», в 2015 году Тамара Мельникова удостоена государственной премии РФ за комплексное восстановление музея-заповедника «Тарханы», возрождение традиций усадебной культуры, популяризацию творческого наследия Михаила Лермонтова. Церемонию награждения 12 июня провел президент России Владимир Путин.

Актуальное