Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей ИА «PenzaNews» по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего e-mail на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».
Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Оно было проведено в рамках проекта «Сотрудничество в сфере безопасности и стратегическая культура. Возможности и барьеры для международного сотрудничества в области противоракетной обороны», финансируемого Германским фондом исследований мира (Deutsche Stiftung Friedensforschung).
Как отмечает автор работы, развертывание системы ПРО объясняется несуществующей угрозой и серьезно осложняет отношения европейских государств с РФ.
«Если НАТО по-прежнему хочет поддерживать территориальную противоракетную оборону, не следует отвергать проект сотрудничества с Россией. Только если Москва убедится в том, что система ПРО НАТО не представляет угрозы для РФ, противоракетная оборона НАТО предоставит европейским союзникам всеобъемлющее преимущество в сфере безопасности, поэтому новый старт для сотрудничества с Россией был бы разумным шагом», — говорится в исследовании.
Между тем, по мнению руководителя клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде (Ilgar Velizade), европейцы видят в американской системе эффективный инструмент обеспечения собственной безопасности.
«Нынешние непростые геополитические условия приводят к растущей подозрительности в отношениях не только между Россией и ее непосредственными восточными соседями, но и между Россией и странами Запада в целом. Не способствует разряжению ситуации и режим санкций и сохранение причин, по которым эти санкции вводятся. Естественно, что в такой обстановке проекты, подобные ЕвроПРО, находят свою востребованность и реализуются в условиях симметричных мер со стороны России», — отметил политолог.
При этом, на его взгляд, однозначно говорить об эффективности этих шагов и, в частности, об эффективности ЕвроПРО не приходится.
«Еще сложнее говорить о безопасности, когда понимаешь, что твои действия могут послужить причиной контрдействий вероятного противника. Вообще в такой ситуации вся система европейской безопасности, условно говоря, ставится под удар. Формируется новый условный или явный «железный занавес», когда соседи по обе стороны начинают чувствовать себя все более и более дискомфортно», — уточнил Ильгар Велизаде.
По его словам, дальнейшие подобные действия в данном направлении приведут к еще большему осложнению ситуации.
«Не думаю, что в обозримом будущем дело дойдет до практических шагов по применению системы ПРО как на Западе, так и на Востоке. В то же время дальнейшее развертывание этой системы, оснащение ее новыми технически более усовершенствованными средствами ПВО, несомненно, будет способствовать осложнению военно-политической ситуации в таких регионах как Балтия, Черноморский бассейн и Северная Европа», — сказал эксперт.
Комментируя обоснованность наличия ПРО НАТО в Европе, норвежский политик, издатель, писатель, независимый предприниматель в области культуры и информационных технологий Пол Стейган (Pal Steigan) напомнил, что первоначально это система продвигалась в качестве защиты от ракет, которые якобы мог запустить Иран.
«С самого начала это был плохо замаскированный блеф, поскольку у Ирана не было такого потенциала или намерений. После заключения ядерного соглашения с Ираном этот блеф раскрылся для всех. Эти ракеты направлены против России, и при размещении ракетных батарей вблизи российских границ это становится все более очевидным. Это не инструмент обороны, а агрессивная война», — сказал политик.
По его словам, участие европейских стран в реализации данного проекта идет вразрез с их собственными интересами.
«В Норвегии нет такой ракетной батареи, но с новой базой ВВС США вблизи Тронхейма и норвежскими спутниковыми радарами вблизи России мы принимаем участие в эти приготовлениях к агрессивной войне. Это явно противоречит интересам народа Норвегии и Европы», — отметил Пол Стейган.
По его мнению, развертывание ПРО НАТО сводит на нет два десятилетия работы, направленной на выстраивание доверительных отношений, и наносят ущерб в том числе и Европе.
«ЕС нуждается в мирном сотрудничестве и торговле с Россией, но «военная» партия Вашингтона делает все возможное для уничтожения такого сотрудничества. Это связано с американскими имперскими интересами», — подчеркнул норвежский политик.
Он также высказал уверенность в том, что между США и Европой существуют серьезные конфликты.
«Европейские страны не хотят платить за чужие ошибки, и с «трансатлантическим отчуждением» между ЕС и администрацией Дональда Трампа власти Германии и других государств видят возможность двигаться в направлении улучшения отношений с Россией и Китаем. Военные «выкрики» неоконсерваторов опасны — мы даже рискуем начать большую войну «по ошибке», — пояснил Пол Стейган, добавив, что Европа остро нуждается в сильном массовом протесте против проводимой военной политики.
В свою очередь специальный советник независимого японского института Peace Depot, приглашенный профессор в университете Нагасаки Хиромичи Умебайяси (Hiromichi Umebayashi) назвал систему ПРО НАТО серьезным препятствием для любых усилий по улучшению отношений между США и Россией.
«Налаживание российско-американского взаимодействия важно для всего мира, потому что нам необходимы очередные переговоры о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) к 2018 году, когда вступят в силу ранее определенные договором ограничения», — уточнил он.
Эксперт разделил мнение о том, что соглашение с Ираном кардинально поменяло ситуацию вокруг данного проекта.
«Обоснование нынешнего Европейского поэтапного адаптивного подхода (ЕПАП) было утрачено после принятия Совместного всеобъемлющего плана действий с Ираном в 2015 году. И если они [европейцы] действительно заботятся о возможной угрозе и хотят защищаться от нее, то система, находящаяся во взаимодействии с Россией, выглядит лучшим вариантом», — подчеркнул Хиромичи Умебайяси.
По его мнению, дальнейшее развитие ситуации предсказать довольно сложно.
«Администрация Дональда Трампа, возможно, захочет наладить отношения с Россией или же решит преследовать интересы оборонной промышленности США. Единственное, чего я могу пожелать, это усиления звучания голоса общества в Европе и США до степени, способной изменить политический курс», — сказал японский эксперт.
Тем временем директор программы европейской безопасности в Стокгольмском международном институте исследований проблем мира (SIPRI) Айан Энтони (Ian Anthony) обратил внимание на то, что комплекс ПРО, по данным НАТО, достиг «первоначального оперативного потенциала».
«Это означает, что системы на местах могут работать вместе под командованием и контролем альянса. Они включают в себя ракетные перехватчики в Румынии, испанские корабли, оснащенные средствами противоракетной обороны Aegis, радиолокационную станцию в Турции и командный центр в Германии. В будущем будут добавлены дополнительные возможности как на суше — в Польше, так и на море — с интегрированными в систему голландскими судами», — уточнил аналитик.
По его словам, приоритетная задача НАТО состоит в том, чтобы связать все эти части в одну полностью интегрированную систему противовоздушной обороны, включающую также противоракетную оборону ближнего радиуса действия и боевые самолеты.
«Целью этой системы является защита союзников по НАТО от ограниченных угроз баллистических ракет с юга. Представители альянса неоднократно объясняли, что она не может защищаться от гораздо более сложных и многочисленных ракет, которыми, в частности, обладает Россия, и не предназначена для этого», — напомнил Айан Энтони.
При этом он подчеркнул, что опасения России сопряжены главным образом с вопросами о противоракетной обороне США, где ПРО НАТО — лишь часть системы.
«С точки зрения России, европейский потенциал нельзя рассматривать изолированно от общей системы противоракетной обороны, поскольку есть опасения, что в будущем она может подорвать сдерживающий потенциал ядерных сил РФ. В связи с этим Россия добивается от США юридических ограничений [на использование данной] системы ПРО, которые американцы вводить не желают. В нынешних политических и военных условиях разрешение этого вопроса и достижение общего понимания выглядят крайне маловероятными», — сказал директор программы европейской безопасности SIPRI.
Между тем исполнительный директор Глобального института катастрофических рисков, исследователь Центра изучения экзистенциального риска в Кембриджском университете, научный сотрудник Института космических исследований «Голубой мрамор» Сет Баум (Seth Baum), говоря значении системы противоракетной обороны НАТО для отношений между Россией и Западом, представил более широкое видение ситуации.
По его словам, многие проблемы в сфере безопасности порождает отсутствие консенсуса о роли России в современном мировом порядке, который позволил бы уважать ее желание быть независимым центром власти и выстраивать дружественные отношения с Западом.
«Неспособность достичь этой цели после холодной войны вызвала проблемы, которые сегодня существуют в области противоракетной обороны и многих других вопросах. Вина за эту неудачу в большей степени ложится на Соединенные Штаты», — сказал Сет Баум.
По его мнению, США не смогут достичь никакого значимого прогресса в отношениях с Россией, пока Дональд Трамп занимает пост президента, однако уже в краткосрочной перспективе стороны должны попытаться решить основные спорные вопросы.
«Как исследователь в области риска применения ядерного оружия, как американец и как человек я очень хочу быть свидетелем лучших отношений [между РФ и США]. Эскалация напряженности увеличивает вероятность ядерной войны и уменьшает перспективы сотрудничества по целому спектру важных глобальных проблем. Россия — большая и важная страна. Ради блага всего мира, я надеюсь, мы сможем добиться прогресса в отношениях», — резюмировал американский эксперт.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter