01:55:16 Воскресенье, 5 мая
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Решение КНДР о запуске баллистической ракеты способствует усилению напряженности в регионе

18:20 | 07.12.2012 | Аналитика

Печать

7 декабря 2012. PenzaNews. Международное сообщество продолжает обсуждать ситуацию вокруг планируемого Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) запуска баллистической ракеты, информация о котором появилась на сайте Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК) 1 декабря 2012 года.

Решение КНДР о запуске баллистической ракеты способствует усилению напряженности в регионе

Фото: Wikipedia.org

«Следуя заветам Ким Чен Ира (Kim Jong Il), КНДР намерена запустить новый рабочий спутник, вторую версию «Кванменсон-3», разработанную с помощью собственных технологий. Ученые и инженеры проанализировали допущенные в апреле ошибки и провели углубленную работу по усовершенствованию надежности и точности спутника и ракетоносителя, завершив, таким образом, подготовку к следующему запуску. Новый спутник по наблюдению за Землей будет выпущен в южном направлении с помощью ракетоносителя «Ынха-3» со стартового комплекса Сохэ, расположенного в уезде Чхольсан провинции Пхенан-Пукто в период с 10 по 22 декабря. Выбранная траектория полета обеспечит безопасность соседних стран, не позволив потенциальным обломкам ракетоносителя упасть на территорию этих государств. Прошлый космический запуск КНДР был максимально прозрачным, что подтвердило мирный характер действий страны и укрепило международное доверие в области космических исследований. КНДР будет в полной мере соблюдать соответствующие международные правила и нормы и в этот раз. Предстоящее событие вдохновит корейский народ на создание могучей процветающей державы и выведет отечественные технологии по мирному освоению космоса на новый более высокий уровень», — сообщает ЦТАК.

Ряд стран, среди которых Япония, Южная Корея, Китай, США и другие, уже выразили озабоченность данным решением северокорейских властей, призвав КНДР отказаться от своих планов. Россия, в частности, обратила внимание на то, что подобные действия станут нарушением резолюции Совета безопасности ООН, «недвусмысленно запрещающей КНДР пуски ракет с использованием баллистических технологий».

«Неизменно исходим из того, что КНДР как член Организации Объединенных Наций обязана выполнять решения Совета Безопасности ООН, имеющие обязательную силу для всех государств-членов этой организации. Не ставим под сомнение право КНДР на мирные космические исследования, реализация которого, однако, возможна исключительно в контексте отмены упомянутых решений. Настоятельно обращаемся к правительству КНДР с призывом пересмотреть решение о запуске ракеты. Со своей стороны Россия готова совместно с партнерами по шестисторонним переговорам продолжать усилия по урегулированию проблем Корейского полуострова, одним из результатов которых стала бы отмена санкционных ограничений в отношении Пхеньяна и создание условий для полноправного участия КНДР в международном сотрудничестве в различных областях, включая мирный космос и атомную энергетику», — говорится в заявлении МИД РФ.

Тем временем, Минобороны Японии начало размещение зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот» в префектуре Окинава для возможного перехвата ракеты большой дальности в случае возникновения аварии или непредвиденной ситуации, угрожающей безопасности страны.

Опасения мирового сообщества объясняются двойственным характером используемых при запуске технологий, которые могут применяться и для вывода на орбиту мирного спутника, и для осуществления ядерного удара.

Так, ведущий американский военный аналитик, директор отдела внешнеполитических исследований в Институте Брукингса Майкл О’Хэнлон (Michael O’Hanlon) считает, что долгосрочной целью Пхеньяна является создание межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

«У нас нет каких-либо оснований полагать, что Северная Корея действительно нуждается в космической программе, однако, заинтересованность страны в разработке ракет для решения наступательных задач хорошо известна и задокументирована», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».

Аналогичного мнения придерживается и преподаватель Высшей школы международных исследований при южнокорейском университете Чунг-Анг Таехьюн Ким (Taehyun Kim). Он отметил, что ракетные технологии являются «типичными военно-гражданскими технологиями двойного назначения».

«Подобные испытания могут рассматриваться в качестве научной деятельности, однако, этого нельзя сказать о запуске ракеты страной с сомнительной репутацией, к которой можно отнести Северную Корею, учитывая нарушение ею договора о нераспространении ядерного оружия и других норм международного сообщества», — пояснил эксперт.

При этом успешное испытание ракеты дальнего действия, по его мнению, значительно повысит роль страны на международной арене, несмотря на то, что создание полноценной МБР, способной нести ядерный боевой заряд, потребует дополнительного времени.

«Сложно оценить, какое политическое влияние может оказать потенциально удачный запуск ракеты, но это однозначно дестабилизирует ситуацию в регионе. Япония станет фанатиком своего проекта по противоракетной обороне, американская система ПРО получит большой политический импульс, в чем, однако, не заинтересована ни одна из стран, включая Китай, Россию и сами Соединенные Штаты», — сказал Таехьюн Ким.

В свою очередь, глава Азиатского корпункта военного бюллетеня Defense News Уэнделл Минник (Wendell Minnick) подчеркнул, что в регионе уже нарастает напряженность.

«Северная Корея утверждает, что все ее запуски носят исключительно научный характер, однако для страны, не имеющей развитой инфраструктуры и достаточного количества продовольствия, заявления о необходимости освоения внеземного пространства кажутся смешными. Предыдущие космические испытания КНДР подтолкнули Японию к большей активности в вопросе собственной безопасности — Токио стал интенсивнее закупать противоракетные комплексы «Пэтриот» и создавать дополнительные системы радиолокационного слежения, чего не мог не заметить Китай, крайне незаинтересованный в ремилитаризации Японии», — отметил он.

Ученый Международного научного центра имени Вудро Вильсона Гивон Квон (Giwon Kwon) также считает северокорейский проект крайне опасным ввиду возможного начала гонки вооружений.

«Учитывая технологические и финансовые возможности некоторых незаинтересованных в подобных разработках КНДР стран, а также нестабильность в регионе, можно предположить, что действия северокорейских властей станут толчком к развитию конкуренции и гонки в сфере ракетных технологий», — уточнил эксперт.

При этом консультант правительства США по Восточной Азии, аналитик вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Бонни Глейзер (Bonnie Glaser) назвала планируемый запуск ракет «очередным испытанием МБР, которое, однако, незначительно осложнит ситуацию в регионе».

«Китай вряд ли наложит новые санкции в отношении КНДР. Пекин с пониманием относится к недовольству Пхеньяна тем, что Южная Корея добилась от США разрешения на расширение радиуса действия своих баллистических ракет, поэтому его реакция будет относительно спокойной. Значительно ухудшатся отношения внутри Корейского полуострова, однако, их нельзя назвать спокойными и сейчас», — сказала Бонни Глейзер.

Северная Корея, по ее словам, извлекла уроки из предыдущих тестов, и очередной запуск может оказаться удачным.

«Когда КНДР будет способна объединить ядерный заряд и межконтинентальную ракету-носитель и перед Америкой нависнет реальная угроза, Вашингтон примет гораздо более жесткую позицию в отношении Пхеньяна. Не исключено, что США и Япония прибегнут к стратегии превентивного удара», — заявила консультант американского правительства.

Соредактор электронного журнала Comparative Connections Карл Бейкер (Carl Baker), издаваемого на базе Тихоокеанского форума в Гонолулу, высказал предположение о том, что новое руководство Китая, скорее всего, выразит недовольство действиями северокорейских властей, хотя в некоторой степени попытается смягчить порицание других членов ООН.

«При этом, вполне вероятно, что Евросоюз, США, Южная Корея и Япония будут способствовать дальнейшему ограничению торговли и принятию новых резолюций и санкций в отношении КНДР», — добавил аналитик.

По его словам, главным аргументом Северной Кореи является то, что страна имеет право на мирное использование внеземного пространства в соответствии с договором по космосу 1967 года.

«В прошлом проблемы возникали из-за размытости формулировок соответствующих документов ООН. Однако согласно заявлению председателя Совета Безопасности, любые подобные испытания КНДР, включая запуск спутника, должны расцениваться как нарушение резолюций 1718 и 1874», — напомнил Карл Бейкер, добавив, что организация призвала страну немедленно прекратить все действия в сфере баллистических ракетных технологий в апреле 2012 года.

Вместе с тем, эксперт не исключает, что разработки Северной Кореи могут быть связаны и с определенными внутренними задачами и потребностями.

«Но международное сообщество не готово идти на компромисс, пока Пхеньян не откажется от своей ядерной программы», — подчеркнул он.

По словам профессора кафедры политологии Линнаньского университета в Гонконге Брайана Бриджеса (Brian Bridges), Северная Корея создала ядерный потенциал для обеспечения своей безопасности, и с целью ее усиления теперь «чувствует необходимость в создании средств доставки такого оружия до возможной цели».

«Как показала реакция международного сообщества, заявление о планируемом запуске ракеты КНДР осложнило взаимосвязи страны с другими государствами еще до самого события, снизив шанс на возобновление шестисторонних переговоров, и, в частности, поставив ряд непростых вопросов перед новым китайским руководством», — отметил эксперт.

«Слагающие полномочия лидеры КНР были уверены в том, что им удалось убедить правительство Ким Чен Ына (Kim Jong Un) в необходимости прекращения любой ракетной деятельности и ядерных испытаний после апрельского провала. Но, как не удалось Китаю предотвратить запуск, приуроченный к 100-летию со дня рождения первого руководителя страны Ким Ир Сена (Kim Il Sung) весной, так не удастся воспрепятствовать запуску и в первую годовщину смерти Ким Чен Ира», — сказал Брайан Бриджес.

Между тем, соседние государства и Соединенные Штаты, по его словам, обеспокоены тем, что власти КНДР не только подменяют понятия и нарушают резолюции Организации Объединенных Наций, но и потенциально подрывают усилия международного сообщества, принимаемые в попытке обеспечить нераспространение ракет дальнего действия.

При этом заместитель директора Программы по ядерной политике Фонда Карнеги, бывший руководитель департамента ядерной безопасности министерства энергетики США Тоби Далтон (Toby Dalton) высказал мысль о том, что в будущем Северная Корея намерена получать прибыль от продажи своих технологий или ракет.

«Факт отсутствия у КНДР мирной космической программы очевиден для всех — за исключением преднамеренно слепых наблюдателей. Попытка создания усовершенствованных ракет большой дальности, которые Пхеньян был бы счастлив продать другим нарушающим международные положения странам, должна вызывать опасения мирового сообщества», — заявил он в интервью ИА «PenzaNews».

Анализируя возможные варианты разрешения проблемы, Тоби Далтон отметил, что ни возобновление фактически прерванных шестисторонних переговоров, ни обсуждение возможности отказа КНДР от ядерного оружия в обмен на какой-либо вид энергии или другие инвестиции, не смогут принести положительного результата.

«На данном этапе все усилия могут ограничиваться попыткой сдерживания и надеждой на то, что КНДР не перейдет к еще более провокационным действиям, способным разжечь конфликт. Надежда не лучший политический инструмент, однако, других вариантов мало», — сказал бывший руководитель департамента ядерной безопасности министерства энергетики США.

В свою очередь, директор Центра по исследованию американо-корейских связей Совета по международным отношениям Скотт Снайдер (Scott Snyder) считает, что государствам в регионе необходимо пойти на сближение.

«Принимая во внимание озвученное решение северокорейских властей, можно с уверенностью сказать, что предотвратить запуск уже не удастся, но в периоды времени между подобными испытаниями соседние государства должны быть дипломатически более активны. Лучшим способом стабилизации ситуации, на мой взгляд, является создание условий для интеграции КНДР в региональную политику, что, однако, может быть осложнено северокорейской правительственной системой с присущим ей мировоззрением и преференциями в решение государственных проблем», — сказал он.

Бывший старший советник Минобороны США по Восточной Азии, эксперт Фонда Карнеги Джеймс Шофф (James Schoff) высказал мнение, что КНДР сама создает себе проблемы во внешнеполитических вопросах, делая ставки на потенциальную внутреннюю выгоду.

«Заинтересованность Пхеньяна в данном запуске двойственна: помимо развития ракетных технологий, она заключается и в повышении политического авторитета Ким Чен Ына внутри страны. Ядерные и космические программы — это все, чем могут гордиться северокорейцы, и руководство чувствует на себе определенное давление, заставляющее демонстрировать расширение собственных возможностей в попытке поставить КНДР в один ряд с экономически и технологически более развитыми странами региона», — пояснил он.

Между тем, Северная Корея, по его словам, должна обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в результате ее необдуманных действий, и проанализировать причины наложенных санкций и ограничений.

«Однако новый запланированный Пхеньяном запуск еще раз демонстрирует безразличие государства к тому, что думают, говорят или предпринимают другие страны. А, значит, Южная Корея, Япония и США не могут сделать КНДР своим партнером по диалогу, направленному на урегулирование разногласий», — подчеркнул Джеймс Шофф.

Тем не менее, несмотря на международное порицание и осуждение запуска ракеты, он выразил надежду, что в отношении КНДР не будут приняты дополнительные санкции, способные заставить Пхеньян перейти к дальнейшей эскалации.

«В Японии, Южной Корее и Китае сменится правительство, а, значит, лидеры этих стран, вероятно, попытаются снять напряженность в отношениях с КНДР, чтобы заняться внутренними вопросами; то же можно сказать и о Бараке Обаме (Barack Obama), продлившем свое пребывание в роли президента США еще на один срок. Поэтому я не исключаю, что переговоры с руководством Северной Кореи могут возобновиться уже весной следующего года, если вслед за декабрьским запуском не последуют другие», — подвел итог аналитик.

Корейская Народно-Демократическая Республика — одна из первых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, начавшая работы по овладению ракетными технологиями.

31 августа 1998 года были проведены испытания первой северокорейской ракеты-носителя «Пэктусан-1», в ходе которых была осуществлена попытка вывода на околоземную орбиту искусственного спутника Земли «Кванменсон-1». Попытка была признана властями КНДР удачной, но другие страны данный факт не подтвердили.

24 сентября 1999 года под давлением США и России Пхеньян объявил мораторий на испытания баллистических ракет и заявил о прекращении ракетно-космической программы.

4 августа 2001 года лидеры России и КНДР подписали в Москве совместную декларацию, в которой было отмечено, что ракетная программа страны носит мирный характер и не угрожает странам, уважающим суверенитет Северной Кореи.

3 марта 2005 года было опубликовано заявление МИД КНДР, согласно которому страна более не считала себя связанной мораторием 1999 года.

4 июля 2006 года с космодрома Тонхэ был произведен первый тестовый запуск более мощной ракеты-носителя «Ынха-2».

5 апреля 2009 года с космодрома Тонхэ с помощью ракеты-носителя «Ынха-2» был произведен запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванменсон-2». ЦТАК вновь сообщило об успешном выводе спутника, но ни американские, ни российские средства контроля космического пространства в итоге не обнаружили его на орбите.

13 апреля 2012 года с космодрома Сохэ в уезде Чхольсан провинции Пхенан-Пукто был осуществлен пуск трехступенчатой ракеты-носителя «Ынха-3», неудача которого была официально признана КНДР.

Актуальное