16:45:37 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Дефицит пресной воды в мире может привести к локальным конфликтам — Ричард Руссо

11:45 | 13.05.2015 | Аналитика

Печать

13 мая 2015. PenzaNews. Дефицит пресной воды на фоне ее растущего потребления в обозримом будущем может привести к напряженности в мире, и международному сообществу необходимо начать действовать уже сейчас, чтобы предотвратить возможные локальные конфликты и межгосударственные разногласия. К такому выводу пришел политэкономист, специалист в области геополитики, доцент кафедры гуманитарных наук и обществознания Американского университета Рас-эль-Хайма в ОАЭ Ричард Руссо (Richard Rousseau) в статье «Войны за воду становятся все вероятнее», опубликованной в ряде зарубежных СМИ.

Дефицит пресной воды в мире может привести к локальным конфликтам — Ричард Руссо

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

По его словам, в конце XX – начале XXI века в мире наконец появилось понимание исключительной важности и стратегической ценности водных ресурсов, при этом в отдельных государствах, например, Иордании и Израиле, эта проблема стала критической.

«Нельзя не согласиться с тем, что дефицит воды начинает охватывать все большее число наций. Вопросы использования, владения и доступа к водным ресурсам все чаще становятся поводом для напряженностей. Особую тревогу вызывают Африка и Ближний Восток, где, по оценкам разных источников, к 2025 году от дефицита пресной воды будут страдать 40 стран. […] Уже сейчас можно прийти к выводу, что конфликты вокруг водных ресурсов начнут возникать гораздо чаще, чем в первом десятилетии XXI века», — пишет эксперт.

По его мнению, признаки обострения ситуации заметны и в тоне дипломатических отношений между государствами, испытывающими нужду в пресной воде.

«За последние несколько лет вопросу раздела водных ресурсов [на Ближнем Востоке] была полностью или частично посвящена целая серия мирных договоров и соглашений о сотрудничестве, как обсуждаемых, так и уже ратифицированных», — подчеркивает доцент кафедры гуманитарных наук и обществознания Американского университета Рас-эль-Хайма.

Он считает, что дефицит пресной воды спровоцирован двумя факторами: во-первых, рост населения и подушевого потребления привел к повышению спроса в сфере энергетики, промышленности и производства продуктов питания, тогда как объемы добычи воды оставались неизменными или равномерно снижались; во-вторых, положение дел за последние несколько лет значительно ухудшилось из-за полномасштабного загрязнения поверхностных и подземных источников химикатами, широко используемыми в сельском хозяйстве, вкупе с бытовыми и промышленными отходами.

С точки зрения эксперта, ситуация осложняется тем, что в международной практике до сих пор не существует устоявшейся нормативной базы и нет правовых прецедентов относительно трансграничных водных споров, хотя за последнее время необходимость в этом значительно возросла.

«Так, на протяжении нескольких лет между Египтом и Суданом существовали разногласия по поводу строительства плотины Мерове, которые сохранялись вплоть до ее введения в эксплуатацию 3 марта 2009 года. Представители Каира утверждали, что возведение дамбы отрицательно скажется на состоянии бассейна Нила ниже по течению», — приводит пример автор статьи, добавляя, что схожая ситуация сейчас наблюдается и в Юго-Восточной Азии, где Китай занимается активным строительством ГЭС на местных реках.

По его словам, на сегодняшний день известно несколько стратегий распределения водных ресурсов между государствами, имеющими выход к пресным источникам: от неограниченного забора воды на своей территории до равноценного доступа и использования. Однако, как считает политэкономист, все эти стратегии по большей части несовершенны, и поводы для разногласий останутся.

«Ожидают ли нас в будущем ожесточенные столкновения из-за воды? Исторический опыт показывает, что вероятность такого развития событий невелика. Однако многие эксперты современности утверждают, что в обозримом будущем водный вопрос все же может спровоцировать подобные конфликты в разных уголках мира и привести к росту общей напряженности на международном уровне», — полагает Ричард Руссо.

С его точки зрения, на протяжении последних нескольких веков дефицит пресной воды сам по себе крайне редко приводил к крупным глобальным спорам, однако неоднократно становился поводом для стычек на местном уровне, угроза возникновения которых сохраняется и в настоящее время.

«Дефицит воды может привести к повышению спроса на импортируемые продукты питания. По данным на 2015 год, почти половина населения мира питается продуктами, завезенными из-за рубежа. Ключевой вопрос — где именно страны, отягощенные долгами и плохо снабженные пресной водой, будут брать деньги на импорт продовольствия? Помимо этого, усилится борьба за источники воды между городами и деревнями, между сельхозпроизводителями и рядовыми потребителями, а также между отдельными государствами, а быстрый рост мегаполисов в большинстве развивающихся стран только ожесточит это соперничество», — пишет специалист в области геополитики.

По его словам, комиссия ООН по устойчивому развитию уже выступала с предупреждениями о том, что локальные столкновения, вызванные дефицитом воды, рискуют со временем перерасти в крупномасштабные кризисы, последствия которых могут стать необратимыми.

Эксперт считает также, что в сложившейся ситуации нациям, страдающим от дефицита пресной воды, необходимо объединить усилия в рамках многостороннего взаимовыгодного сотрудничества и предпринять ряд эффективных мер, инвестируя в развитие инфраструктуры для добычи, транспортировки и очистки воды.

«Актуальным может стать строительство новых трубопроводов, танкеров и других сбытовых сетей. Кроме того, заметной экономии воды можно добиться за счет возведения водоопреснительных установок. Однако на сегодняшний день эта технология является непозволительно дорогой и широко используется только в странах, богатых энергоресурсами. В связи с этим для многих государств, таких как Сингапур, единственным рациональным решением остается импорт воды», — констатирует исследователь.

По его мнению, значительных успехов в этом вопросе можно добиться за счет реформ в сельском хозяйстве, на долю которого приходится 70% объемов потребления воды в мире.

«Дорогостоящими, но эффективными возможными решениями проблемы для ряда государств, таких как Египет и Узбекистан, являются применение новейших водосберегающих технологий, отказ от плодовоовощных культур, требующих обильного полива, а также ввоз воды из соседних государств», — приходит к выводу Ричард Руссо.

Актуальное