10:58:24 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Увеличение числа пенсионеров в странах ЕС требует принятия определенных решений

12:05 | 28.03.2012 | Аналитика

Печать

28 марта 2012. PenzaNews. Странам Европейского Союза необходимо пересмотреть свое отношение к демографическим проблемам, связанным с увеличением числа пенсионеров, чтобы избежать краха финансовой системы, а также систем социального обеспечения и здравоохранения. Такое мнение высказала аналитик программы Европейской политической экономии Европейского политического центра (EPC) Анника Ахтонен (Annika Ahtonen).

Увеличение числа пенсионеров в странах ЕС требует принятия определенных решений

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

«По прогнозам Евростата, число граждан старше 65 лет в странах ЕС увеличится с 17% в 2010 году до примерно 30% к 2060 году. При этом доля населения трудоспособного возраста будет сокращаться, а число пенсионеров расти. По данным Европейской комиссии, к 2060 году «расходы на возраст», в частности на пенсии и здравоохранение, вырастут почти до 30% ВВП государств Евросоюза», — отметила она.

По мнению аналитика, откладывать решение демографических вопросов нельзя, так как перегруженный государственный бюджет сам по себе не превратится в устойчивый источник финансирования стареющего общества.

«Страны ЕС должны взять на себя решение этой общей задачи. В ответ на демографические изменения необходимо уделять больше внимания структуре здравоохранения и социального сектора, услугам, рынку труда, финансовой системе и системе образования, а также интеграции мигрантов. Здоровое и активное старение следует поощрять как один из ключевых элементов решения вопроса. При этом необходимо придерживаться основного правила — пожилые люди должны быть обеспечены надлежащей социальной защитой, а налоги и взносы работающих граждан не должны стать непосильными», — пояснила Анника Ахтонен.

Решение этих глобальных социальных и экономических проблем требует, по словам эксперта, дальновидности и определенных действий: все участники должны объединиться вокруг общей цели, а принимаемые меры должны быть комплексными и затрагивать все сферы.

«Укрепление здоровья, использование инновационных технологий и услуг, а также создание стимулов для продолжения трудовой деятельности, — все это может способствовать здоровой и активной старости, но желаемого результата можно достичь, только осуществляя эти меры в совокупности», — заявила аналитик.

По ее словам, политики на уровне ЕС и на национальном уровне начинают осознавать, что пожилые люди представляют собой большой потенциальный рынок и огромные возможности для Европы. Они создают спрос на новые услуги и продукты, начиная от персонального ухода до специально разработанных технологий, помогающих им поддерживать здоровье и не прибегать к посторонней помощи.

«Если увеличивающаяся продолжительность жизни будет сочетаться со здоровой старостью, а пожилые люди будут способствовать развитию общества и рынка труда, это облегчит работу здравоохранения и социальных услуг, а, следовательно, положительно скажется и на государственном бюджете», — сказала представитель Европейского политического центра.

Она также подчеркнула, что ЕС уже запустил ряд инициатив, поддерживающих уровень жизни пожилых людей.

«Партнерство по содействию активному и здоровому старению», официально начатое в 2011 году, направлено на улучшение здоровья людей преклонного возраста в странах Евросоюза. Его главная цель к 2020 году заключается в увеличении на два года «здоровых лет жизни» (Healthy Life Years, или HLY) — показателя, определяющего количество лет, в течение которых пожилой человек не будет страдать от серьезных заболеваний и инвалидности», — отметила аналитик.

Она пояснила, что стратегический план реализации партнерства, принятый управляющим комитетом в ноябре 2011 года, включает в себя три этапа подхода к старению: профилактика, скрининговое обследование и ранняя диагностика потенциальных проблем; уход и лечение; и пропаганда активного и здорового образа жизни. Однако согласованный комплекс мероприятий объединяет различные группы заинтересованных сторон, но не предоставляет возможность полноценного решения всех аспектов проблемы.

«В рамках партнерства должным образом не рассматриваются профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Проведение длительной терапии, консультирование пациентов по применению лекарств, предотвращение заболеваний с помощью инновационных технологий, контроль и использование диагностических средств для выявления потенциальных угроз здоровью, несомненно, играют определенную роль, но если страны серьезно настроены на увеличение HLY, необходимо сосредоточиться на экономически эффективных мерах. Пропаганда правильного питания, физических нагрузок и отказа от курения может в короткие сроки существенно снизить заболеваемость и способствовать повышению уровня здоровья. Поощрение инновационных способов влияния на поведение и образ жизни людей всех возрастных групп также предоставляет большие экономические возможности», — сказала представитель Европейского политического центра.

Она добавила, что в феврале 2012 года был опубликован экспертный доклад о «Продвижении стратегического плана реализации европейского партнерства по содействию активному и здоровому старению», в котором изложены предложения по дальнейшим мероприятиям.

«Документ призывает заинтересованные стороны к принятию конкретных мер и созданию рынка инновационных идей. Он также направлен на выравнивание соответствующих механизмов финансирования и рассматривает вопросы стандартизации и нормативного регулирования. Будем надеяться, что с развитием партнерства, акцент на инновации выйдет за рамки технологических решений. Несмотря на то, что они играют важную роль в обеспечении здоровой и активной старости, это не единственный способ улучшить здоровье европейцев», — сказала Анника Ахтонен.

По ее словам, одна из пяти задач, выполнение которых было оговорено государствами в рамках стратегической программы «Европа 2020» — увеличить занятость населения в возрасте от 20 до 64 лет до 75% к 2020 году.

«Для решения этого вопроса страны должны сделать цель Евросоюза своей национальной целью и разработать определенный план действий. Государства справедливо начали задумываться о значимости пенсионного обеспечения и о том, как еще можно стимулировать начало второй карьеры. Тем не менее, масштабные протесты, связанные с повышением пенсионного возраста означают, что диалог о необходимости изменений еще только начинается», — отметила эксперт.

При этом, по ее мнению, доклад комиссии «Программа достойного, надежного и стабильного пенсионного обеспечения», опубликованный в феврале 2012 года, является важным шагом в этом направлении.

«Подчеркивая крайнюю необходимость пенсионной реформы, он призывает к более реалистичному равновесию между стажем работы и заслуженным отдыхом, а также стимулирует людей оставаться на рынке труда как можно дольше. Доклад включает в себя длинный список инициатив и конференций ЕС в поддержку национальных усилий. Одна из них, «2012 – год активного старения и солидарности между поколениями», направлена на повышение популярности здоровой старости. Но чтобы кампания вышла за рамки осведомительной, государства, работодатели, социальные партнеры и граждане должны выполнять конкретные действия», — заявила Анника Ахтонен.

Она также высказала идею о том, что способность ЕС оказывать влияние на национальную политику в области здравоохранения и занятости ограничена и часто представляет собой просто форум для обмена передовым опытом. Однако экономический кризис подчеркнул важность сотрудничества и взаимообучения.

«Действительно, кризис усилил экономический контроль в странах Евросоюза и предоставил Брюсселю более сильное влияние в сферах, которые традиционно считались областями национальной компетенции. Примером служит «Европейский семестр», который рассматривает и помогает координировать макроэкономику государств ЕС, их бюджетную и структурную политику реформ», — сказала аналитик.

Анника Ахтонен также отметила возможность привлечения различных слоев населения к решению одной проблемы.

«Дополняя программу «Здоровье для роста», научные исследования и инновации, фонд сплочения, общая сельскохозяйственная политика, поддержка образования и программ по вопросам занятости и социальная политика могут помочь сделать проект здорового старения актуальным для всех», — подчеркнула она.

Тем не менее, по ее словам, создание общества, способствующего активной старости, требует определенных действий. Например, занятость и участие в социальной жизни являются главными составляющими благополучия и здоровой трудоспособной старости, а, следовательно, ЕС должен гарантировать, что его политика поддерживает данный курс.

«Европейскому Союзу необходимо использовать имеющиеся в его распоряжении средства для укрепления здоровья населения. Он должен применять законодательные инструменты, например, ограничивая рекламу вредной для здоровья еды, регулируя содержание в продуктах соли и жира, а также вводя определенные требования по их маркировке. Система медицинского обслуживания находится в национальной компетенции, но «Европейский семестр» может внести коррективы и предоставить директивные указания по интеграции профилактики и пропаганды здорового образа жизни в медицинскую систему», — сообщила эксперт.

Анника Ахтонен также назвала немаловажным создание благоприятной для пожилых людей среды.

«Необходимо прилагать особые усилия для адаптации рабочих мест к потребностям людей преклонного возраста, которые с большей вероятностью страдают от хронических заболеваний, и стимулировать их на более долгий трудовой стаж. Опыт социальной политики ЕС в укреплении здоровья и безопасности на рабочем месте может быть использован для улучшения условий труда в контексте программы по поддержанию активного старения и нужд пожилых сотрудников», — отметила аналитик.

Кроме того, Анника Ахтонен сообщила, что в настоящее время средний уровень занятости в странах ЕС составляет 68,6% — 46% для людей 55–64 лет. На пенсию европейцы в среднем выходят в 61 год. Так как число людей трудоспособного возраста уменьшается, предполагается, что к 2050 году нехватка рабочей силы может составить 35 млн. человек.

«Если Европа хочет сохранить свой нынешний уровень благосостояния, нужно что-то менять. Для повышения уровня активности на рынке труда до 75% к 2020 году увеличение показателя HLY и создание благоприятной для пожилых людей среды должны совмещаться с другими действиями. Необходимо создать единый рынок труда, в котором люди смогут, жить, работать и предоставлять услуги. Повышение пенсионного возраста и увеличение уровня трудовой активности находятся в национальной компетенции, но ЕС должен продолжать начатую дискуссию и изучать прошлый опыт, в том числе и за пределами ЕС», — заявила она.

Более того, аналитик подчеркнула необходимость создания европейского рынка медицинской продукции и услуг.

«Препараты и сервис, в том числе уже существующие и появляющиеся медикаменты и технологии, поддерживают активную и здоровую старость. Однако их внедрению по-прежнему препятствует ряд проблем. Евросоюз требует наличия единого рынка для здоровья. Директива о правах пациента на трансграничное здравоохранение, предложение комиссии о «европейской стандартизации» и попытки ЕС повысить оперативную совместимость электронных систем здравоохранения — шаги в правильном направлении. Но Евросоюз также должен призвать правительства стран к обмену информацией о процессах общественных закупок и требованиях компенсации затрат на пользование услугами здравоохранения, а также поощрять прозрачность и эффективность налогообложения медицинских технологий», — сказала Анника Ахтонен.

Тем не менее, по ее словам, ни одно из предложенных выше мероприятий не возымеет успеха без одобрения и поддержки общества.

«Все граждане Союза должны принимать активное участие в переходном периоде. Надо понять, что старая система не устойчива. Европейцы должны работать дольше и взять на себя ответственность за свое здоровье», — подчеркнула эксперт, добавив при этом, что необходимо просчитать экономическую эффективность принимаемых мер.

«Общественные деньги, потраченные на здравоохранение, укрепление здоровья и пенсионное обеспечение должны работать в интересах общества. ЕС имеет ряд инструментов для продвижения активной и здоровой старости. Однако особую роль может сыграть использование новых экономических основ управления, «Европейского семестра» в частности, для изучения социальных и медицинских систем и рынков труда стран Союза, их недостатков и проблем, и составления плана действий, которые бы повысили устойчивость этих систем и способствовали увеличению продолжительности трудоспособной жизни. И Европа должна действовать прямо сейчас», — резюмировала аналитик.

Актуальное