12:17:26 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Впервые за 20 лет Египет оказался в непростой ситуации при примирении Палестины и Израиля

13:27 | 11.04.2012 | Аналитика

Печать

11 апреля 2012. PenzaNews. Возобновленные в марте 2012 года военные действия между Палестиной и Израилем вновь продемонстрировали нестабильность ситуации в регионе. В результате нанесенных ракетных ударов был убит лидер палестинской группировки «Комитеты народного сопротивления» (КНС) Зухир Аль-Каиси (Zoheir al-Qaisi), руководивший боевиками с августа прошлого года. Его гибель предопределила череду уже известных событий: вооруженные палестинцы начали ответные атаки с помощью ракет и минометов, в то время как Израиль обрушил серию ударов с воздуха по населению сектора Газа. В итоге, по меньшей мере, 80 палестинцев получили ранения, 25 — были убиты, а на территории Израиля пострадали только 8 человек, причем иностранных рабочих.

Впервые за 20 лет Египет оказался в непростой ситуации при примирении Палестины и Израиля

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Насилие продолжалось в течение четырех дней, пока посредником в перемирии не выступил Египет, нормализовав в некоторой степени напряженность на границе. Эту роль привыкли исполнять в Каире после подписания мирного соглашения в Осло еще в 1993 году. Однако на этот раз власти арабской республики впервые столкнулись с новой сложной ситуацией, которая, по мнению профессора политологии Американского университета в Каире Дэна Тсчирги (Dan Tschirgi), обусловлена четырьмя взаимосвязанными факторами.

Первый и наиболее очевидный из них, по мнению аналитика, — вызванные революцией в самом Египте изменения, в результате которых президент Хосни Мубарак был свергнут, а дальнейший политический курс и эффективная работоспособность властных структур оказалась в условиях неопределенности. Эти события затронули все население страны и вызывали подъем националистических настроений, которые проявились в сентябре 2011 года, когда толпа молодежи захватила израильское посольство в Каире.

Другим осложняющим аспектом в переговорном процессе профессор политологии назвал сильное региональное влияние «арабской весны», которая привела к падению прежних режимов в ряде стран, кроме Сирии.

«К тому времени, как в марте вновь вспыхнул израильско-палестинского конфликт, Сирия уже стала поворотным пунктом в революционном движении. Международному сообществу не удалось найти эффективного способа борьбы с режимом Асада, подавляющим народное сопротивление власти на протяжении года», — сказал Дэн Тсчирги.

Кроме того, он напомнил, что Совет Безопасности назвал ООН бессильной, так как организация разделилась между странами, выступающими за решительные действия против режима Асада, с одной стороны, и странами, поддерживающими Россию и Китай, воспользовавшихся правом вето, предотвратив западное вмешательство, с другой.

«В итоге, международный «паралич» неизбежно усилил значение попыток региональных игроков справиться с мартовским кризисом вокруг сектора Газа, что сделало Иран и его антизападную позицию неразрывно связанными с ситуацией конфликта между Израилем и палестинскими боевиками», — заявил эксперт.

В связи с этим, профессор политологии Американского университета в Каире выделил еще один фактор, осложнивший ситуацию на границе, — технологический.

«Одним из таких аспектов является иранский ядерный вопрос, который хотя и вызывает озабоченность на протяжении последних десяти лет, к концу 2011 года приобрел особую актуальность из-за упорных слухов о том, что Израиль, возможно с поддержкой США, планирует военный удар по исламской республике. Второй технологический аспект — успех «Железного купола» — новой израильской воздушной системы обороны», — сказал аналитик, добавив при этом, что, по данным Jerusalem Post, «Железный купол» сбил более 90% ракет, выпущенных палестинскими боевиками по населенным пунктам в первые дни мартовского кризиса.

По мнению эксперта, все вышеуказанные факторы тесно взаимосвязаны и только вместе отражают реальную действительность в полном объеме.

«В этом смысле обострение конфликта в секторе Газа напоминает матрешку. Многослойная и высоко интегрированная структура мартовского столкновения обнажила опасные черты текущей ближневосточной политики. Кроме того, появились основания для предположений, ранее выдвигавшихся международными наблюдателями: динамика палестинского вопроса постепенно подталкивает регион к более серьезному конфликту, из которого ни одна из сторон не сможет извлечь выгоду», — отметил профессор.

По его словам, на этот раз региональные игроки вовремя почувствовали опасность и успели предотвратить войну: на четвертый день столкновений газета The New York Times сообщила, что «ни со стороны Израиля, ни со стороны ХАМАС не было признаков того, что враждующие жаждут тотальной конфронтации».

«С завершением мартовского конфликта Каир имел удовольствие видеть успех своей попытки посредничества в недавней вспышке насилия между израильтянами и палестинцами. Однако радость, без сомнения, сдерживалась тем фактом, что способность обеспечить перемирие стала возможной только благодаря нежеланию сторон продолжать вооруженные столкновения», — заявил Дэн Тсчирги.

Он также высказал мысль о том, что в апреле египтяне направят свое внимание на предстоящие президентские выборы в Каире, запланированные на конец мая. Это связано с тем, что «Братья-мусульмане» — абсолютные победители парламентских выборов — решили выдвинуть своего кандидата в президенты и направили делегацию в Вашингтон с целью развеять опасения США по поводу перспектив формирования исламистского правительства.

«Делегация имеет мощный аргумент в поддержку «разумности» «Братьев-мусульман»: в прошлом месяце организация приняла решение отказаться поддерживать ХАМАС в вооруженной борьбе с Израилем. Вместо этого ее работа будет направлена на примирение двух палестинских националистических группировок — ХАМАС в Газе и ФАТХ на западном берегу реки Иордан», — отметил эксперт.

Дэн Тсчирги подчеркнул также, что делегация «Братьев-мусульман» надеялась убедить американских политиков в том, что Египет под их руководством будет расширять свои посреднические усилия на Ближнем Востоке, нивелируя не только конфликты между палестинцами и израильтянами, но и между палестинцами с различными политическими взглядами, что, по мнению профессора, является «довольно смелым заявлением».

«Нет никакой надежды, что впоследствии палестинский вопрос будет менее сложным. Вероятнее всего, ситуация станет еще более запутанной, а, следовательно, ее разрешение будет непростым. Если позиция «Братьев-мусульман» в Египте останется твердой, то США должны будут принять их как партнеров. Это всего лишь подтвердит заявленную приверженность Вашингтона к двухгосударственным решениям, что, в свою очередь, потребует некоторого дистанцирования США от явно экспансионистских тенденций нынешнего политического курса Израиля», — сказал Дэн Тсчирги.

Любые другие действия, по словам эксперта, скорее всего, заставят мир противостоять очередному раунду «политически зловещего синдрома матрешки на Ближнем Востоке».

«К сожалению, нет никаких оснований полагать, что в следующий раз те же рациональные расчеты, здравый смысл или просто удача будут иметь преимущество перед возможным промахом, необузданными амбициями и идеологической идиотией», — резюмировал он.

Дэн Тсчирги — профессор политических наук в Американском университете в Каире. Большую часть своей жизни жил и работал на Ближнем Востоке. Является автором и редактором многочисленных статей и монографий, а также десяти книг, среди них — «Поворотный пункт: маргинализация арабского мира и международная безопасность после трагедии 9/11 (2007 год) и «Первопричины американского участия в современных проблемах Ближнего Востока» (2009 год).

Актуальное