14:05:58 Суббота, 16 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Банк развития БРИКС может кардинально изменить экономическую картину мира — эксперты

13:56 | 30.07.2014 | Аналитика

Печать

30 июля 2014. PenzaNews. Решение о создании Нового банка развития (НБР) стало одним из самых обсуждаемых результатов VI саммита группы БРИКС, прошедшего в бразильском городе Форталеза с 15 по 17 июля.

Встреча участников VI саммита БРИКС. Бразилия, 15–17 июля 2014 г.

Фото: Flickr.com

Согласно декларации, подписанной в первый день саммита, капитал кредитно-финансового учреждения БРИКС будет составлять около 100 млрд. долларов, что позволит ему стать одним из крупнейших в мире.

Штаб-квартира НБР будет располагаться в китайском Шанхае с региональным отделением в южноафриканском Йоханнесбурге. Членство в банке открыто для всех стран, входящих в состав Организации объединенных наций.

Финансовая организация должна стать альтернативой Всемирному банку, который неоднократно подвергался критике со стороны членов БРИКС за неадекватное распределение голосов при принятии важнейших экономических решений.

В ходе саммита также было подписано соглашение о создании Пула условных валютных резервов с суммарным капиталом в 100 млрд. долларов. Он предназначен для защиты национальных валют от нестабильной ситуации на финансовых рынках. Кроме того, в будущем эта структура может стать достойной альтернативой Международному валютному фонду (МВФ).

Ожидается, что новые финансовые учреждения начнут работу уже в 2015 году.

Как отмечают зарубежные обозреватели, подписанные соглашения свидетельствуют о стремлении членов БРИКС перейти к многополярному устройству мира, преодолеть западное доминирование в банковской и валютной сферах, а также создать противовес доллару и экономической системе, основанной на американской валюте.

В ходе VI саммита БРИКС были рассмотрены и другие многообещающие проекты. Так, главы пяти государств — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР — обсудили сотрудничество в сфере инноваций и экспортного кредитования.

По словам исследователя отделения экономической дипломатии Южно-Африканского института международных отношений Кристофера Вуда (Christopher Wood), среди высказанных идей было немало интересных, однако большинство из них находится на начальной стадии, поэтому составить конкретное мнение о них пока трудно.

При этом, как отметил эксперт, наиболее важными на данный момент являются решения о создании НБР и Пула условных валютных резервов.

«Новый банк развития жизненно важен для стран БРИКС, потому что дает возможность действовать сообща. Как Всемирный банк является механизмом, с помощью которого решения «Большой двадцатки» трансформируются в реальные шаги, так и НБР поможет превратить заявления группы в действия», — сказал ИА «PenzaNews» Кристофер Вуд.

Он подчеркнул, что принятые решения могут не только сплотить группу вокруг общих задач и снабдить ее рычагами влияния на мировую экономику, но и способствовать развитию торговых отношений между странами-союзниками.

«Торговля внутри БРИКС уже высока, однако большая ее часть приходится на отношения Бразилии, России, Индии и ЮАР с Китаем отдельно друг от друга. Между собой эти четыре государства почти не торгуют. Создание НБР может поднять их взаимную торговлю на новый уровень», — уточнил исследователь.

Вместе с тем профессор факультета международных отношений Лондонской школы экономики и политических наук Лорен Филлипс (Lauren M. Phillips) высказала мнение, что между членами группы БРИКС существуют противоречия, которые могут помешать эффективному сотрудничеству и успешному функционированию новых структур.

«Всемирный банк и МВФ были основаны группой стран-союзников, которые могли многое потерять, если бы отказались сотрудничать друг с другом. Создатели этих двух учреждений имели свое видение того, как должна быть устроена мировая экономика. Новый банк развития и Пул условных валютных резервов основаны группой очень разных государств, у которых мало общего», — аргументировала свое мнение эксперт.

При этом она сказала, что не отрицает значение принятых в ходе саммита решений, однако эффект от сделанных заявлений зависит от ряда аспектов, которые необходимо учесть при планировании стратегии НБР.

По мнению Лорен Филлипс, проект нового финансового института необходимо воплотить в жизнь на достойном уровне: Новый банк развития должен предоставлять не только денежную, но и экспертную помощь, а также следовать в своей стратегии инновационным, конкретным, осуществимым и эффективным идеям развития экономики.

«На настоящий момент мир крайне нуждается в альтернативных проектах управления экономикой и политикой», — подчеркнула она.

Продолжая эту тему, заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов (Alexey Maslov) указал на ряд факторов, которые свидетельствуют об изменении экономической ситуации в мире.

Так, по его словам, все больше государств постепенно отказываются в международных расчетах от американской валюты в пользу юаня, предпочитая полагаться не на столь прозрачную, но гораздо более уверенно развивающуюся финансовую систему Китая.

«Если мы говорим об отказе от доллара в качестве основной расчетной валюты, то, по сути дела, формально этот процесс уже начался вне БРИКС. В этом плане первую скрипку играет Китай. Он перешел с несколькими десятками стран на расчеты «юань — национальная валюта». При этом КНР этой системой охватывает не только страны БРИКС, но и целый ряд латиноамериканских государств, Новую Зеландию, Австралию, Южную Корею», — пояснил исследователь.

По его мнению, на этом фоне сделанные в ходе саммита заявления приобретают особую важность.

«Это, пожалуй, первое конструктивное решение за все шесть саммитов, потому что до этого времени БРИКС не имел никакой платформы для дальнейшего развития и был всего лишь платформой для обсуждения. Впервые образовались наметки, чем БРИКС будет заниматься в дальнейшем», — сказал Алексей Маслов.

С его точки зрения, решение о создании Нового банка развития говорит о том, что в ближайшем будущем глобальное совместное влияние пяти стран-союзников на весь остальной мир будет носить преимущественно экономический характер.

По мнению Алексея Маслова, формирование БРИКС как финансовой организации, контролирующей часть денежных потоков, может привести к внутреннему конфликту, который через 8–10 лет рискует проявиться наиболее остро.

Сотрудник Центра международных исследований и дипломатии Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета Паллави Рой (Pallavi Roy) также высказал мысль о том, что между пятью государствами существует целый ряд конфликтов интересов в нескольких областях, и в настоящий момент трудно предположить, как именно будут продвигаться их взаимоотношения и насколько эффективно НБР сможет способствовать разрешению наиболее сложных проблем в Бразилии, Индии и ЮАР.

Вместе с тем он указал на установившееся в ходе саммита понимание того, что вместе члены БРИКС будут обладать значительно большим влиянием, чем по отдельности.

«Из-за текущей ситуации на Украине Россия нуждается в росте своего авторитета гораздо больше, чем все остальные. Действия Москвы также могут выступить в качестве сигнала Западу о том, что последствия санкций преодолимы. КНР хочет доказать, что она является растущей мировой державой, которая заслуживает доверия и может быть частью многополярного мира. Бразилия, Индия и ЮАР выиграют от этого союза не так много, однако они стремятся стать лидерами развивающегося мира в глазах других государств», — проанализировал ситуацию эксперт.

Также он предположил, что хотя сделанные заявления еще не позволяют утверждать о том, что положение доллара как международной резервной валюты находится под угрозой, решения БРИКС могут привести к созданию эффективной альтернативы сложившимся устоям мировой экономики.

«Несомненно, это очень интересная попытка сделать мир более многополярным. Это первый случай, когда ряд развивающихся стран, разительно отличающихся друг от друга, — хотя называть Россию развивающимся государством не совсем правильно — объединили усилия ради финансового сотрудничества», — подчеркнул Паллави Рой.

В свою очередь экономист и содиректор американского Центра экономических и политических исследований Марк Вайсброт (Mark Weisbrot) указал на то, что решения пяти государств могли быть вызваны их положением в существующих глобальных финансовых институтах.

«В странах БРИКС проживает более 40% населения мира, но они по-прежнему почти не могут влиять на работу ВМФ и Всемирного банка, причем это, несмотря на то, что переговоры о реформе структуры правления в этих учреждениях шли уже не одно десятилетие», — отметил экономист.

Он также высказал мнение, что в современных реалиях Новый банк развития и Пул условных валютных резервов получат жизненно важное значение.

По словам американского эксперта, решения БРИКС смогут не только разрушить устоявшийся порядок финансового влияния США и Европейского союза на весь остальной мир, но и ликвидировать целый ряд негативных факторов, которые мешают экономическому росту развивающихся стран.

«США со своими богатыми союзниками уже 70 лет контролируют наиболее значимые экономические институты, такие как МВФ и Всемирный банк, а с недавних пор — «Большую семерку», «восьмерку» и «двадцатку». Новый банк развития станет первой альтернативой, в которой весь остальной мир получит право голоса», — заключил Марк Вайсброт.

Группа БРИКС, ранее известная как БРИК, объединяет пять наиболее быстро развивающихся крупных стран мира — Китай, Россию, Бразилию, Индию и ЮАР.

Аббревиатура «BRIC» (БРИК — Бразилия, Россия, Индия, Китай) была предложена аналитиком банка Goldman Sachs Джимом О’Нилом (Jim O’Neill) в ноябре 2001 года.

В 2011 году название группы поменялось на «BRICS» (БРИКС) после вхождения в ее состав Южно-Африканской Республики (от S — South Africa).

Первая краткая встреча глав государств группы прошла в июле 2008 года в японском городе Тояко-Онсен, а первый полномасштабный ежегодный саммит состоялся в российском Екатеринбурге 16 июня 2009 года.

Актуальное