Последствия санкционной борьбы между Россией и Европейским союзом: мнения экспертов
Печать
28 августа 2014. PenzaNews. Указ о введении продовольственного эмбарго сроком на один год, подписанный президентом России Владимиром Путиным (Vladimir Putin) 6 августа 2014 года в ответ на санкции Запада, вызвал оживленную реакцию среди представителей европейской агропромышленной индустрии, а также зарубежных политиков и обозревателей.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
Согласно данному документу, странам Евросоюза, США, Австралии, Канаде и Норвегии запрещено поставлять в РФ ряд продуктов питания, таких как говядину, свинину, овощи и фрукты, мясо птицы, рыбу, сыры, молоко и молочные продукты. Подробный список товаров, попавших под продовольственное эмбарго, был озвучен премьер-министром России Дмитрием Медведевым (Dmitry Medvedev) 7 августа.
Позднее из перечня были исключены безлактозное молоко, мальки лосося и форели, семенной картофель, лук, гибридная сахарная кукуруза и горох, а также биологически активные добавки.
Введенные Россией ответные санкции серьезным образом отразились на экспортерах и производителях из таких стран, как Греция, Литва, Польша, Германия, Финляндия, Норвегия и Испания.
Власти Евросоюза уже объявили о готовности оказать финансовую помощь пострадавшим от продовольственного эмбарго — в частности, производителям персиков, нектаринов и других фруктов и овощей, а также молочных продуктов. Однако ряд иностранных обозревателей и сами представители агропромышленного комплекса считают, что выделенных средств будет недостаточно для того, чтобы помочь компаниям, в одночасье оказавшимся в трудной ситуации.
Вместе с тем профессор Лаппеенрантского технологического университета в Финляндии Юха Ваатанен (Juha Väätänen) предположил, что наиболее сильный эффект от российских ответных санкций был заметен в самом начале, тогда как в долгосрочной перспективе большинство европейских производителей смогут переориентироваться на другие рынки.
«Европа — самый большой экспортер продуктов питания в мире, и российское эмбарго оценивается лишь в 3% европейского экспорта. Последствия эмбарго на общеевропейском уровне незначительны, но некоторые государства очень страдают от него», — сказал аналитик в интервью ИА «PenzaNews».
По его мнению, такие действия Москвы не могут способствовать снятию европейских санкций, поскольку они были введены из-за украинского конфликта.
«С европейской точки зрения, санкции напрямую связаны с ситуацией на Украине. Сейчас же, когда Россия ввела санкции против ЕС, Евросоюз не отступает в ответ, поскольку положение дел на Украине не изменилось. ЕС видит в этом не экономическую проблему, а политическую, завязанную на Украине», — пояснил Юха Ваатанен.
Научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям Штефан Майстер (Stefan Meister) также подчеркнул, что экономическое влияние продовольственного эмбарго на Евросоюз является незначительным.
«Мы все знаем, что Россия не является критически важным рынком [для Европы]: все зависит от конкретной сферы торговли. Возможно, для стран Прибалтики и Польши это действительно ключевой рынок, но для множества остальных членов ЕС это всего лишь один из многих рынков», — сказал эксперт.
При этом он признал, что в отдельных случаях — в частности, для производителей молока и куриного мяса в Германии — российское эмбарго стало серьезной проблемой на ближайшие годы.
Штефан Майстер не исключил, что затронутые ответными санкциями представители АПК через несколько лет смогут переориентироваться на другие мировые рынки. Этому, по его словам, способствует движение за экономическую независимость от России, которое начинает набирать популярность в европейских бизнес-кругах.
Вместе с тем, как отметил эксперт, действия Москвы опровергли существовавшее на Западе мнение о «безоружности» Кремля.
«Эффект, как я считаю, был небольшим, но, возможно, именно этого Путин и добивался — показать, что он тоже может вводить санкции, а также воспользоваться эффектом неожиданности. Самое главное, чего удалось добиться ответным эмбарго, это заставить европейских лидеров увидеть, что Россия готова идти против стран сильнее нее», — пояснил он.
На этом фоне Штефан Майстер выразил надежду на то, что Москва и Брюссель по-прежнему желают избежать эскалации напряженности и найти выход из ситуации.
«Если будут введены новые санкции, станет еще сложнее разрешить этот конфликт, вести переговоры, искать компромиссы, находить общие интересы. По моему мнению, главная угроза в том, что ключевая зона общих интересов [России и ЕС] — энергетика и экономика — может стать самой большой зоной конфликта между двумя сторонами, и пунктов по сотрудничеству не останется, что будет бедствием для Европы и бедствием для России», — предостерег аналитик.
По его словам, и в России, и в Германии постепенно осознают размер ущерба, который введенные санкции наносят своим экономикам.
В связи с этим эксперт высказал мнение, что хотя нынешняя ситуация осложняется нежеланием обеих сторон делать первый шаг к компромиссу, так или иначе Москва и Брюссель будут вынуждены найти дипломатический выход.
«Предназначение санкций — показать силу, мощь, но ими не решают конфликты. Рано или поздно придется сесть вместе и поговорить об интересах и решениях. Со стороны Европы Германия желает снять санкции», — сказал Штефан Майстер.
В свою очередь старший научный сотрудник отдела мировой экономики Норвежского института иностранных дел Арне Мельхиор (Arne Melchior) обратил внимание на нестандартный объект российского эмбарго.
«Почему для санкций была выбрана именно сфера продуктов питания? В конфликтах безопасности обычно бойкотируют торговлю оружием или чем-то подобным. Почему же тогда была выбрана именно эта сфера? Возможно, это связано с производственными интересами Москвы», — предположил он.
По мнению исследователя, действия Кремля сильно ударили по ряду стран, в том числе и по Норвегии, которая в 2013 году стала крупнейшим экспортером продуктов в Россию.
«Для Норвегии Россия со временем стала одним из самых больших рынков для экспорта морепродуктов. Санкции означают нарушение торговли и, конечно же, уменьшение спроса, и экспортерам придется искать новые рынки сбыта рыбы. С другой стороны, мировой спрос на лосося достаточно велик, так что, скорее всего, они смогут найти альтернативные рынки», — продолжил аналитик.
Он добавил, что эмбарго нанесло удар и по российским потребителям, а также вызвало рост спроса на альтернативных поставщиков из других стран.
Говоря о развитии ситуации в будущем, Арне Мельхиор выразил надежду на то, что экономические отношения между Москвой и Брюсселем в скором времени нормализуются, а эскалации существующих конфликтов удастся избежать.
«Время покажет. Если санкции не будут постоянными, возможно, нашим странам удастся вернуться к нормальным торговым отношениям. У Норвегии были очень хорошие связи с Россией, которые развивались долгое время, и мы надеемся, что эти отношения нормализуются в будущем», — сказал эксперт.
Вместе с тем директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен (Arnaud Dubien) отметил, что действия Кремля заставили многих европейцев пересмотреть свое мнение в отношении введения новых санкций против Москвы, а также целесообразности существующих.
«Никто не ожидал таких контрмер, тем более в этой отрасли, поскольку все считали, что Россия очень сильно зависит от импорта в плане продовольствия. Никто не думал, что такой ответ возможен», — подчеркнул он, добавив при этом, что произошедшее заставило отдельных европейских политиков заговорить о вреде существующих санкций для экономики самого Евросоюза.
Одновременно с этим эксперт указал на то, что освободившаяся ниша экспорта уже через несколько месяцев может быть уверенно занята поставщиками из таких стран, как Аргентина, Бразилия, Израиль, ЮАР и других.
«Конечно, здесь тоже есть ценовой момент. Эти страны находятся очень далеко от России, и транспорт дорого стоит. То есть не факт, что яблоки из Южной Америки и Южной Африки будут очень востребованы россиянами в силу дороговизны. Но прилавки не будут пусты, скажу точно», — пояснил свою точку зрения Арно Дюбьен, добавив, что нынешнее положение дел очень выгодно для интенсивного развития российского АПК.
Говоря о дальнейшем развитии событий, аналитик обратил внимание на то, что сложившаяся ситуация вызвана затяжным взаимным кризисом доверия и украинским вооруженным конфликтом, а будущее российско-европейских отношений связано с целым рядом неконтролируемых параметров.
«Сейчас сложно делать прогнозы. В Европе, которая переживает не самые простые времена в экономическом плане, тем более в АПК, очень сильно волнуются по этому поводу. К сожалению, очень многое зависит не от нас [представителей бизнеса], а от развития событий на Украине», — сказал он.
Однако, с точки зрения аналитика, Кремль и Брюссель тем не менее должны вести переговоры о взаимной и единовременной отмене торговых запретов.
«Я думаю, что ЕС и Россия должны договориться об одномоментной отмене санкций и контрсанкций — только так это должно произойти», — подчеркнул Арно Дюбьен.
По мнению профессора Высшей школы экономики, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского (Alexey Portanskiy), при наиболее благоприятном развитии событий торговые ограничения могут быть отменены уже осенью 2014 года.
«Наиболее позитивные политические последствия я вижу в том, что санкции могут быть взаимно сняты, и некоторые независимые европейские институты сделали такой прогноз примерно на октябрь, если ситуация на Украине не будет ухудшаться», — пояснил он.
С точки зрения аналитика, сильного экономического влияния на Европу в целом продовольственное эмбарго не оказало, однако фермеры в отдельных странах, например, в Греции, понесли серьезные финансовые потери.
«Как известно, Еврокомиссия уже заявила о том, что она окажет помощь фермерам — правда, эта помощь не покроет всех понесенных потерь, но тут уж ничего не поделаешь», — добавил он.
В то же время Алексей Портанский отметил, что российские производители продуктов питания вряд ли смогут эффективно воспользоваться освободившейся нишей на внутренней рынке, и одной из причин этого является нечеткий срок действия продовольственного эмбарго.
«Пока объявлено, что это на один год, но для любого бизнеса, тем более для сельскохозяйственного, важно долговременное планирование. Год — это не тот срок, поэтому, исходя из него, планировать какое-то производство с учетом ограничения ввоза конкурентной продукции очень сложно», — пояснил экономист.
Ситуация, по его словам, усугубляется рядом других нерешенных фундаментальных проблем сельскохозяйственного сектора, таких как вопросы фермерской задолженности и гарантии прав частной собственности, которые мешают эффективному развитию российского АПК.
В целом же, по мнению Алексея Портанского, дальнейшее затягивание решения санкционного конфликта будет губительным для всех его участников.
«Это общее правило экономики XXI века: торговля несет пользу всем сторонам, и препятствия в торговле наносят ущерб всем сторонам, поэтому нельзя говорить, что кто-то окажется в выигрыше — все окажутся в проигрыше», — подчеркнул он.
В продолжение этой темы председатель правления Бельгийско-люксембургской торговой палаты в России Аркадий Арианофф (Arkady Arianoff) отметил, что крайне негативные последствия российских контрсанкций ощутили фермеры в Испании, Греции, Бельгии, Польше и других странах, которые вынуждены бесплатно раздавать или даже уничтожать скоропортящуюся продукцию.
Так, по его данным, только в одной Бельгии в результате продовольственного эмбарго работы могут лишиться около 3 тыс. человек. Одновременно с этим, по словам аналитика, в стране возник дефицит в 500 млн. евро, тогда как Еврокомиссия планирует выделить на все 28 стран ЕС только 125 млн. евро. Долгосрочные же потери Бельгии от санкций могут составить около 1 млрд. евро, при этом весь Евросоюз, по оценкам эксперта, может лишиться до 25 млрд. евро.
«Я надеюсь, что санкции будут сняты к концу октября. Это будет зависеть от ситуации в Новороссии. Мы зависим от властей США, и это катастрофическая ситуация для ЕС. И именно Запад вызвал кризис на Украине с декабря прошлого года. Запад, сам того не желая, резко изменил ход мировой экономики. Реакция на украинский кризис стала последней каплей и мотивировала российское руководство ускорить экономическую диверсификацию страны», — раскритиковал Аркадий Арианофф действия западных политиков.
«Я не знаю, кто первый снимет санкции. Надеюсь, что это будет не Россия, поскольку за текущий конфликт ответственны ЕС, США и киевские преступники», — добавил он.
По мнению его коллеги, главы московского офиса Бельгийско-люксембургской торговой палаты в России Олега Прозорова (Oleg Prozorov), последствия ответных действий Кремля в определенной мере ощутят на себе все члены Евросоюза.
«Бизнес-сообщество Люксембурга, имеющее связи с Россией, а Люксембург занимает третье место по объему прямых инвестиций в РФ, обменом санкциями недовольно», — привел пример эксперт.
По его оценкам, санкционный конфликт приведет к существенным последствиям для аграрной индустрии ЕС.
Вместе с тем аналитик выразил надежду на то, что введенные торговые ограничения будут со временем сняты.
«Мы искренне верим в то, что разум вскоре возобладает, поскольку очевидно, что подобная политика болезненна для всех сторон. Нельзя в одночасье разрушить то, что созидалось десятилетиями. Мы надеемся, что впредь власти ЕС будут больше задумываться над последствиями своей неразумной политики и откажутся от слепого следования решениям из-за океана», — заключил Олег Прозоров.