Главным предметом модернизации должно являться общество — Александр Осташков
Печать
Пенза, 24 ноября 2011. PenzaNews. Общество должно являться основным предметом модернизационной концепции, а главенствующая роль в этом процессе должна принадлежать элитам — высшему руководству страны, региональным и местным высокоресурсным группам. Такое мнение ИА «PenzaNews» выразил кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное управления и социология региона» Пензенского государственного университета Александр Осташков.
«Сколь бы ни была важна технологическая модернизация, главным предметом модернизационной концепции должно являться само общество. Миссия государства в обеспечении модернизации заключается в формировании человека как полноценного члена современного общества, формировании нации как культурно однородного и солидарного сообщества. Актуальная для современной России проблема заключается в формировании и продвижении идеологии и механизмов реализации системной модернизации, поскольку необходимо именно модернизацию сделать национальной идеей и объединить вокруг нее людей, что станет основой для консолидации российского общества», — сказал эксперт.
Он добавил, что в современных российских условиях особая ответственность ложится на такую часть социума как государственные и муниципальные служащие, которые должны являться движущей силой модернизации и проводником ее идей в общество.
«При этом, задача комплексной модернизации не может быть решена без активного вовлечения в этот процесс местного сообщества под руководством региональной и муниципальной власти, без построения комплексной интегрированной вертикально-ориентированной системы стратегического управления в масштабах страны, включая и муниципальный уровень. Между тем, формируемая в настоящее время в стране система стратегирования выглядит достаточно аморфной и практически не затрагивает муниципалитеты», — сказал экономист.
По мнению эксперта, в этих условиях государственные и муниципальные служащие испытывают потребность в понимании стоящих перед страной системных модернизационных задач, места муниципального управления в общегосударственной системе стратегирования, методов и механизмов реализации приоритетов развития муниципалитета и вовлечения местного сообщества в формирование и реализацию стратегии модернизации.
Александр Осташков выразил мнение, что в современных условиях крайне необходимо в масштабах страны реализовать программу дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, направленную на внедрение в их сознание идей модернизации, пропаганду целей будущего развития, привнесения системного взгляда на развитие своей территории в контексте развития страны.
«В этой программе нужно не только рассмотреть муниципальный и региональный уровень в общегосударственной системе стратегирования, но и вопросы пропагандистско-идеологической и культурно-ментальной поддержки модернизации, в том числе со стороны федеральных, региональных и местных СМИ, которые должны при этом придерживаться принципов социальной ответственности», — сказал собеседник агентства.
По словам Александра Осташкова, в задачи программы должны входить: обзор основ общей теории стратегического управления в социально-экономических системах, освещение общих вопросов стратегического развития современной России, информирование слушателей о методах и инструментах эффективной реализации стратегического планирования на территории муниципального образования, а также рассмотрение основных проблем в стратегическом развитии и управлении в конкретном регионе и его муниципалитетах, определение путей их преодоления, в контексте обеспечения социально-экономической модернизации.
«Основными категориями слушателей программы могут стать руководители региональных органов власти и местного самоуправления, их структурных подразделений, специалисты местных администраций, работники муниципальных предприятий и учреждений, связанные с вопросами долгосрочного планирования в муниципальном образовании», — сказал он.
Александр Осташков напомнил также, что в Пензенской области комплексная программа обучения государственных и муниципальных служащих по различным направлениям реализуется с 2008 года на базе созданных межмуниципальных методических центров и учебно-методического центра правительства Пензенской области.
По его словам, ежегодно на базе сети учебных центров только по программам повышения квалификации и профпереподготовки проводится обучение более 300 государственных гражданских и 500 муниципальных служащих.
Александр Осташков отметил, что программы подготовки реализуются более чем по 20 актуальным направлениям работы органов госвласти и местного самоуправления, более 70% из них по своему содержанию относятся к категории «инновационных».
«Уверен, что этот опыт обучения будет полезен и в масштабах всей страны. Апробация уже прошла в нескольких регионах. Так, например, в апреле–сентябре 2011 года Пензенским государственным университетом были организованы выездные программы повышения квалификации государственных гражданских служащих Вологодской области и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Обучение по 5 направлениям подготовки прошли 368 государственных служащих», — резюмировал собеседник агентства.