21:47:49 Понедельник, 20 января
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

ФРГ может недооценить острую необходимость устранения структурных изъянов ЕС — эксперт

11:35 | 06.04.2018 | Аналитика

Печать

Пенза, 6 апреля 2018. PenzaNews. Июньский саммит ЕС может стать последней возможностью для Парижа и Берлина найти консенсус в вопросе реформирования Евросоюза. К такому мнению пришел старший политический аналитик Центра европейской политики (EPC) Джулиан Раппольд (Julian Rappold) в своей статье «Возвращение Германии: стоит ли этого ждать?», опубликованной в ряде зарубежных СМИ.

ФРГ может недооценить острую необходимость устранения структурных изъянов ЕС — эксперт

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

«Правительства стран ЕС и, в частности, Франции, с нетерпением ждали от Берлина толчка к проведению европейских реформ на протяжении всех шести месяцев утомительных переговоров по созданию германской коалиции. Новое соглашение между немецкой Социал-демократической партией (СДПГ), консервативным Христианско-демократическим и баварским Христианско-социальным союзами (ХДС/ХСС) — по крайней мере, на словах — выдвинуло проблемы реформирования Европы на первый план повестки дня», — пишет автор публикации.

На его взгляд, Ангела Меркель может оказаться не готова предпринимать серьезные политические усилия в направлении реализации общеевропейских преобразований.

По словам аналитика, в ходе саммита, проходившего 22–23 марта, лидеры стран ЕС не стали затрагивать чувствительные темы, связанные с европейской реформой, включая управление еврозоной, вопросы мигрантов и беженцев, а также проблемы в сфере безопасности и обороны.

«У правительства Германии, сформированного только две недели назад, было слишком мало времени на подготовку консолидированного ответа на предложения о реформе со стороны французского президента Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron), а также на то, чтобы добиться существенного прогресса в разработке совместных франко-германских инициатив по стимулированию дебатов по поводу реформирования Евросоюза», — считает Джулиан Раппольд, отмечая, что в это время Европейский совет решал вопросы, связанные с Brexit, и готовил ответ на неотложные внешнеполитические проблемы, связанные с угрозой Дональда Трампа (Donald Trump) о введении США новых торговых пошлин и осложнением британско-российских отношений.

В итоге обсуждение конкретных реформ на высшем политическом уровне было отложено до следующего саммита в июне 2018 года, пишет автор.

«Это может оказаться последним шансом Парижа и Берлина приступить к реформам и с новой силой активизировать европейский проект — такая возможность снова «закроется» в конце года в преддверии выборов в Европейский парламент в мае 2019 года», — подчеркивает аналитик.

Тем не менее, по его мнению, у Берлина есть несколько причин, чтобы не идти на реальный компромисс с французами, который мог бы проложить путь к реформированию Евросоюза.

«Коалиционное соглашение [партий ФРГ] начинается со слов о твердой приверженности Европе, но остается расплывчатым и поверхностным по ряду главных вопросов. Большая правящая коалиция не обозначила никаких «красных линий», и это предоставляет немецкому правительству больше пространства для маневра в диалоге с Парижем и другими 25 государствами-членами. Однако этот же факт указывает и на то, что коалиционные партнеры еще не выработали единого мнения, в частности, по вопросам миграции и будущему еврозоны», — указывает Джулиан Раппольд.

Он также обращает внимание на слабеющую поддержку Ангелы Меркель внутри ее собственного консервативного блока.

«Политика канцлера по урегулированию миграционного кризиса и невпечатляющие результаты федеральных выборов разделили членов ХДС по вопросу будущего партийного курса. Поскольку это последний срок пребывания Меркель на посту, потенциальные преемники попытаются с выгодой использовать ее постепенно ослабевающее влияние, чтобы затем бросить ей вызов как лидеру партии и коалиции. ХСС также продолжит подливать масла в огонь перед выборами в Баварии в октябре 2018 года, активно продвигая свой консервативный формат. Поэтому партия, вероятно, будет требовать строгой позиции в отношении миграции и блокировать значимые соглашения будущем зоны евро», — предполагает автор статьи.

По его мнению, разработка и реализация амбициозной программы по реформированию Европейского союза потребует от франко-германской инициативы значительного толчка, направленного на получение широкой поддержки этих мер.

«Эммануэль Макрон с самого начала подчеркивал важность совместной работы Парижа и Берлина над планом преобразований в ЕС. Правительство Германии также разделяет идею о значимости партнерства и необходимости сотрудничества, по крайней мере, в теории. Берлин осознает, что Макрон намерен продвигать внутренние реформы, которые не смогли реализовать его предшественники — Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и Франсуа Олланд (Francois Hollande). Отсутствие поддержки Макрона [со стороны Германии] в вопросе европейских реформ, являющимся краеугольным камнем его политической повестки дня, ослабит позиции французского лидера», — считает эксперт.

На его взгляд, Франции и Германии по-прежнему трудно искать компромиссы и преодолевать давние разногласия, несмотря на обоюдное осознание проблем в еврозоне.

«Правительство Германии готово инициировать некоторые реформы, но выйдут ли они за рамки символических жестов? На рассмотрении находятся такие предложения, как формирование бюджета еврозоны для финансирования структурных реформ, создание постоянного Европейского валютного фонда и завершение процесса по учреждению банковского союза. Но, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Поиск решения, которое имело бы правильный баланс между взаимовыручкой и ответственностью или фискальной дисциплиной и распределением рисков, остается чрезвычайно сложным, особенно учитывая то, насколько решительно немецкое общество отвергает любые инициативы об обобществлении долгов и разделении рисков», — отмечает Джулиан Раппольд.

Кроме того, он напоминает, что проект реформ потребует согласия и других государств-членов ЕС.

«Даже если Германия довольно быстро озвучит свой ответ, а Берлин и Париж начнут продвигать существенные меры по реформированию ЕС, под вопросом останется то, смогут ли они достичь консенсуса с остальной частью стран Европейского союза. Осязаемые реформы, которые способствовали бы восстановлению доверия между государствами-членами ЕС, также могут оказаться под угрозой. Ведь Италия, как и Германия, кропотливо предпринимавшая длительные усилия по созданию коалиции, тоже была вынуждена бороться с новой политической неопределенностью после победы на национальных выборах евроскептических партий», — добавляет аналитик.

По его словам, существенная доля политических областей в ЕС сопряжена с серьезными разногласиями.

«Любое значимое предложение по реформированию в сфере миграционной политики и защиты прав беженцев, связанное с изменением статус-кво, будет сталкиваться с жестким сопротивлением со стороны правительств в Центральной и Восточной Европе. Также растет недовольство управлением еврозоной. Например, недавнее заявление министров финансов Нидерландов и семи других государств-членов ЕС продемонстрировало, что они не намерены отклоняться от курса бюджетной стабильности», — пишет автор публикации.

В целом, на его взгляд, предпосылки для соглашения о существенных реформах Евросоюза выглядят не столь благоприятными.

«Для заключения сделки канцлеру Меркель пришлось бы заложить значительную часть своего политического капитала на преодоление барьеров, с которыми она сталкивается как на национальном, так и на европейском уровне. Кроме того, по всей видимости, это ее последний срок на посту, […] и ей придется расставлять приоритеты», — подчеркивает эксперт.

«Правительственная декларация Ангелы Меркель в Бундестаге перед мартовским саммитом была первым доказательством того, что ее приоритетом будет не ЕС, а скорее преодоление поляризации внутри немецкого общества путем усиления его сплоченности. Благоприятная экономическая ситуация в Европе в последние месяцы и напряженная геополитическая атмосфера, включая сложности в отношениях с США, Россией и Турцией, могут привести к тому, что Германия недооценит острую необходимость устранения структурных изъянов Евросоюза. ФРГ снова в строю, но слишком многого ожидать не стоит», — резюмирует Джулиан Раппольд.

Актуальное