Продление ДСНВ дает возможность продолжить дискуссию о контроле над вооружениями
Печать
12 февраля 2021. PenzaNews. Москва и Вашингтон начали процедуры согласования графика проверок и консультаций в рамках продленного договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, СНВ-3). Об этом заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков (Sergei Ryabkov) на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» 11 февраля.
Фото: Kevin J. Gruenwald, Af.mil
«По инспекциям — надо возобновлять, мы сейчас этим занимаемся, запускаем в межведомственном формате процедуры, требуемые для того, чтобы это восстановилось», — сказал он.
При этом дипломат отметил, что на данный момент пока нет понимания, когда может состояться заседание совместной комиссии России и США по ДСНВ.
По его словам, стороны «только-только начинают этим [согласованием] заниматься», им предстоит определить как дату, так и повестку дня будущей встречи.
СНВ-3 является единственным действующим соглашением между Россией и США об ограничении вооружений. Договор был подписан странами в 2010 году, его срок истекал 5 февраля 2021 года. Москва неоднократно призывала Вашингтон не затягивать решение вопроса о продлении документа, характеризуя его как золотой стандарт в области разоружения. Однако администрация предыдущего президента США Дональда Трампа (Donald Trump) заявляла, что не намерена продлевать договор в его нынешнем виде, называя его «плохой сделкой». Кроме того, в Белом доме предлагали расширить число участников соглашения, пригласив в него Китай, но Пекин эту идею отверг. Администрация президента Джозефа Байдена (Joseph Biden) заняла по вопросу СНВ-3 противоположную позицию.
26 января Москва и Вашингтон обменялись дипломатическими нотами о достижении договоренности по продлению ДСНВ. В телефонном разговоре, состоявшемся вскоре после этого, президент РФ Владимир Путин (Vladimir Putin) и Джозеф Байден выразили удовлетворение данным фактом. В тот же вечер российский лидер внес в Госдуму законопроект о ратификации соглашения о продлении ДСНВ на 5 лет. На следующий день обе палаты российского парламента единогласно проголосовали за ратификацию документа. 29 января закон подписал Владимир Путин.
3 февраля в МИД России состоялся обмен нотами с посольством США о завершении внутренних процедур, необходимых для вступления в силу соглашения о продлении срока действия ДСНВ. Соответственно, в этот же день документ вступил в силу. Договор будет действовать в том виде, как он был подписан, без каких-либо изменений или дополнений, до 5 февраля 2026 года.
В Организации Объединенных Наций и Североатлантическом альянсе положительно оценили продление ДСНВ. Также этот шаг приветствовали в Евросоюзе. В Москве подчеркнули, что продление ДСНВ обеспечило сохранение и дальнейшее функционирование стержневого механизма поддержания стратегической стабильности, на строго паритетной основе ограничивающего ракетно-ядерные арсеналы сторон.
«С учетом особой ответственности России и США как крупнейших ядерных держав принято важное решение, которое гарантирует необходимый уровень предсказуемости и транспарентности в этой сфере при строгом соблюдении баланса интересов», — говорится в заявлении МИД России.
Комментируя достигнутые договоренности, американский физик-ядерщик, экс-советник Белого дома по вопросам безопасности, профессор Принстонского университета Франк фон Хиппель (Frank von Hippel) отметил, что продление ДСНВ дает России и США время для разработки нового договора, который придет на смену действующему.
«Я полагаю, что стороны смогут договориться о дальнейших сокращениях — возможно, включая другие категории ядерного оружия», — сказал эксперт.
Он напомнил, что в отношении баллистических ракет стратегической дальности Россия выступает за сокращения, которые потребуют наложения определенных ограничений на американскую систему ПРО, однако выразил надежду, что это не станет непреодолимым препятствием на пути к дальнейшему уменьшению ядерных арсеналов.
«Теперь переговоры о стратегической стабильности между Россией и США возобновятся. Это позволит двум странам понять озабоченность друг друга, и, надеюсь, поможет в разработке дополнительных обоюдных ограничений в ядерной сфере», — подчеркнул бывший советник Белого дома.
Франк фон Хиппель также обратил внимание на то, что экс-президент США Дональд Трамп был одержим уничтожением наследия Барака Обамы (Barack Obama), и это, на его взгляд, как раз объясняет, почему он отказывался продлевать СНВ-3 в течение столь длительного времени.
«Договор СНВ-3 был согласован администрацией Обамы. Как и в случае с ядерной сделкой с Ираном, Трамп думал, что может добиться в этом вопросе чего-то большего. При этом быстрота принятия решения администрацией Байдена обусловлена приближением истечения срока действия договора СНВ-3», — пояснил он.
В свою очередь экс-посол США на Украине в 1998–2000 годах, бывший помощник госсекретаря по вопросам Европы и Евразии, эксперт Центра международной безопасности и сотрудничества при Стэнфордском Университете Стивен Пайфер (Steven Pifer) предположил, что Дональд Трамп не понимал, как контроль над вооружениями может укрепить безопасность Соединенных Штатов.
«Ряд его советников, как, например, Джон Болтон (John Bolton), не поддерживали идею такого контроля в целом и договор СНВ-3 в частности. С другой стороны, президент Байден и его администрация рассматривают ограничение вооружений как инструмент, который может повысить безопасность США и укрепить глобальную стабильность», — уточнил Стивен Пайфер.
«Продление ДСНВ означает, что стратегические наступательные силы США и России к 2026 году будут ограничены до самых низких уровней с 1960-х годов. Более того, государства будут продолжать осуществлять обмен данными по договору, [...] проводить инспекции на местах и другие проверки, которые предоставляют сторонам ценную информацию о ядерных силах друг друга. Это делает стратегические отношения между США и Россией более прозрачными и предсказуемыми», — добавил эксперт.
По его словам, администрация Джозефа Байдена хочет вовлечь Россию в переговоры, которые охватили бы все ядерное оружие двух стран.
«Это разумный и логичный шаг. Каким бы важным ни был ДСНВ, он не ограничивает неразвернутые стратегические ядерные боеголовки или любое нестратегическое ядерное оружие, которое составляет 60–65% активных ядерных арсеналов США и РФ», — указал Стивен Пайфер.
Между тем он исключил необходимость участия третьих стран в разработке нового договора о ядерном разоружении.
«Следующим договором должен быть двусторонний договор между США и Россией, охватывающий все виды ядерных вооружений. Трехстороннее или многостороннее соглашение не будет работать. В настоящее время, по данным Федерации американских ученых, в США имеется около 3,5 тыс. ядерных боеголовок, в России — примерно 4,3 тыс. Следующая по величине ядерная держава — Китай — имеет около 300 единиц такого оружия, что составляет менее одной десятой от объема каждой из двух ядерных сверхдержав», — пояснил бывший дипломат.
«Вашингтон и Москва также должны вести переговоры о стратегической стабильности, которые будут иметь широкую повестку дня: ядерное оружие, противоракетная оборона, обычные ударные системы большой дальности, ядерные силы третьих стран, события в космосе и киберпространстве. Все это может повлиять на стратегическую стабильность. Кроме того, имело бы смысл интенсифицировать военные контакты между США/НАТО и Россией. Вооруженные силы сторон теперь чаще действуют в непосредственной близости друг от друга, и было бы хорошо разработать меры, которые снизили бы риск случайного происшествия или просчета, способных привести к непреднамеренному конфликту», — сказал Стивен Пайфер.
Депутат Бундестага от партии ХДС Патрик Зенсбург (Patrick Sensburg) назвал продление ДСНВ правильным шагом.
«Россия и США вместе владеют около 90% мирового ядерного оружия. Поэтому вполне логично, что договор должен заключаться именно между этими двумя странами. Но в конечном итоге цель состоит в том, чтобы с помощью разоружения и связанных с ним соглашений обеспечить мир во всем мире, и для этого, безусловно, имеет смысл постепенно включать в последующие договоры и другие ядерные державы», — заявил политик.
Кроме того, по его мнению, РФ и США должны попытаться прийти к согласию по Договору по открытому небу, поскольку доверие может быть выстроено только на основе контроля.
Патрик Зенсбург подчеркнул, что соблюдение продленного ДСНВ также потребует от Москвы и Вашингтона масштабных проверок на местах, так как лишь четкое соблюдение всех договоренностей позволит странам продвинуться дальше символических шагов по разоружению.
«Для продолжения российско-американского диалога и прогресса в области ядерного разоружения требуются большие усилия. Это, безусловно, станет ключевым фактором для плодотворных отношений между Россией и США в будущем. Я не уверен, [...] сможет ли Брюссель оказать какую-либо помощь, но двери ЕС всегда открыты для диалога», — добавил депутат Бундестага.
Между тем норвежский политик, издатель, писатель, независимый предприниматель в области культуры и информационных технологий Пол Стейган (Pal Steigan) напомнил, что ДСНВ — единственный договор, направленный на ограничение гонки ядерных вооружений, оставшийся в силе на сегодняшний день.
«Однако он мало адаптирован к современным мировым реалиям. США постоянно угрожают Китаю, России и Ирану своими вооружениями. Американские базы в странах Балтии и в Польше представляют собой серьезную угрозу для РФ, и Вашингтон открыто заявил о своей готовности использовать тактическое ядерное оружие на поле боя. Эта доктрина США была представлена в «Обзоре ядерной политики» (Nuclear Posture Review, NPR) в 2018 году. Специалисты по стратегическому планированию в России и Китае должны учитывать это каждый день. Также необходимо принимать во внимание интенсивное наращивание сил НАТО вдоль границ России», — отметил эксперт.
Он выразил мнение о необходимости принятия некоего международного соглашения в сфере ядерных вооружений.
«Пока Израилю позволено иметь «секретное» ядерное оружие, Иран будет так или иначе развивать это направление. Необходимо разработать международное соглашение, касающееся всего ядерного оружия и заключить договоры, которые снизили бы вероятность конфликта между странами или применения силы. Запад и их союзники по-прежнему разрушают Сирию, а новая администрация США полна неоконсерваторов, которые любят войны за смену режима. Нетрудно понять, почему Россия и Китай разработали высокоскоростные ракеты и другое оружие, которое сводит на нет американские методы угроз и шантажа», — сказал Пол Стейган.
По его словам, Соединенные Штаты должны осознать, что они больше не являются гегемонистской державой.
«Мир многополярен, и международные договоры должны отражать этот факт», — резюмировал он.