04:58:24 Пятница, 27 декабря
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Денонсация Вашингтоном ДРСМД разрушает систему глобальной безопасности и создает реальные угрозы

19:45 | 07.09.2019 | Аналитика

Печать

7 сентября 2019. PenzaNews. Россия начнет производить ракеты, прежде запрещенные условиями договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого Вашингтон официально вышел 2 августа, однако Москва не будет первой заниматься их развертыванием. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин (Vladimir Putin) в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума (ВЭФ) 5 сентября.

Денонсация Вашингтоном ДРСМД разрушает систему глобальной безопасности и создает реальные угрозы

Фото: Kremlin.ru

«Мы уже публично сказали о том, что не будем размещать, после того как американцы испытали такую ракету. Мы не будем ее размещать — а мы произведем такие же ракеты, разумеется — в тех регионах, где не появятся ракетные системы американского производства подобного класса наземного базирования», — сказал российский лидер.

«Если они будут размещены в Японии или Южной Корее, мы понимаем, что это будет сделано под предлогом купирования угроз со стороны Северной Кореи, но и для нас это создает определенные и существенные проблемы, потому что, скорее всего, эти ракетные системы будут перекрывать значительную часть российской территории, в том числе и на Дальнем Востоке», — пояснил глава государства.

Ранее, 21 августа, на пресс-конференции в Хельсинки Владимир Путин обратил внимание на то, что испытание в США наземной версии ракеты «Томагавк», которые можно запускать с установок, уже размещенных в Румынии и планируемых к размещению в Польше, создает новые угрозы для России, и они не останутся без ответа.

«Достаточно поменять только программное обеспечение. Я не уверен, что наши американские друзья будут информировать даже европейских партнеров о том, какое программное обеспечение у них в этих системах находится. Для нас это означает, что возникают новые угрозы, на которые мы соответствующим образом должны реагировать», — отметил он.

23 августа на оперативном совещании с постоянными членами Совета безопасности РФ в Кремле президент страны подчеркнул, что использование США в ходе испытания ракеты универсальной пусковой установки Mk-41 полностью подтверждает обоснованность тех претензий, которые Россия высказывала в период действия ДРСМД.

«Испытания ракеты с запрещенными по этому договору характеристиками состоялись всего лишь через 16 дней после завершения инициированной Вашингтоном процедуры денонсации указанного договора. И очевидно, что оно не было импровизацией, а стало очередным звеном в цепи давно планировавшихся и осуществлявшихся ранее мероприятий. Это лишь подтверждает обоснованность проявленных нами ранее озабоченностей. Мы и ранее располагали сведениями, что США уже длительное время занимаются созданием запрещенного по ДРСМД оружия, неоднократно указывали на это нашим партнерам. Но вместе того, чтобы исправить эту неприемлемую ситуацию и вернуться к соблюдению договора, американцы срежиссировали пропагандистскую кампанию о якобы несоблюдении Россией положений данного договора. Как всем теперь очевидно, ее единственной целью являлось прикрытие работ, проводимых Вашингтоном в нарушение договора, и изначальное намерение выйти из него», — сказал Владимир Путин.

2 сентября министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая перед студентами МГИМО, заявил, что Россия предложила членам НАТО ввести «добровольный мораторий» по размещению ракет средней и меньшей дальности, однако пока не получила положительного ответа.

«Напомню, что мы, несмотря на разрушение США договора о ракетах средней и меньшей дальности, сделали очень важный политический жест. Президент Путин сказал, что договор не существует более, но мы будем действовать зеркально: если США начнут разрабатывать соответствующие средства, мы оставляем за собой право поступить таким же образом. Если будут испытывать — и у нас такое право будет [...] И если США воздержатся от развертывания в Европе ли, в Азии ли, то мы не будем делать таких же шагов. Это серьезное предложение. По сути дела, мораторий, добровольный мораторий, который мы уже довели до сведения членов НАТО, предложили им коллективно присоединиться к этому мораторию. Они согласием пока не отреагировали», — сказал глава МИД.

Комментируя непростую ситуацию в сфере глобальной безопасности, бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, специализировавшийся на военно-политических и разведывательных вопросах, член правления американской Ассоциации по контролю за вооружением Грег Тельман (Greg Thielmann) назвал разрыв договора серьезной ошибкой обеих стран.

Он заявил, что разделяет официальную позицию Белого дома о якобы имевших место нарушениях со стороны России, но вместе с тем полагает, что США были недостаточно усердны в урегулировании ситуации, связанной с соблюдением положений договора.

«С 2014 года, когда оба государства начали обвинять друг друга в нарушениях ДРСМД, было проведено только два заседания специальной контрольной комиссии — механизма, созданного в рамках договора для решения проблем его соблюдения — в 2016 и 2017 годах. Ни одна из сторон никогда не инициировала взаимные визиты и инспекции тех систем, возможности которых были под вопросом: в частности, российской крылатой ракеты 9М729 и американского комплекса ПРО Aegis Ashore в Румынии, в состав которого входят пусковые установки Mk-41», — сказал Грег Тельман.

По его словам, судьба российско-американского договора СНВ-3 также остается неясной.

«С момента вступления в силу в 2011 году СНВ-3 помог стабилизировать стратегические отношения между США и Россией и избежать значительных расходов на оборону. Если срок действия договора истечет без подписания некоего нового соглашения, результатом почти неизбежно станет новая безудержная гонка ядерных вооружений, когда каждая из сторон будет переоценивать возможности и злые намерения друг друга. Эта перспектива представляется вполне вероятной, если президент США Дональд Трамп (Donald Trump) будет переизбран в 2020 году», — пояснил аналитик.

Однако, на его взгляд, в случае победы на выборах кандидата от демократов США смогут продлить договор на пятилетний срок при условии сотрудничества РФ.

«Продление этого договора существенно облегчит переговоры о включении в него новых типов вооружения, а также о снижении существующих лимитов на ядерное оружие», — подчеркнул Грег Тельман.

Отвечая на вопрос о возможности заключения многостороннего соглашения по контролю над ядерными вооружениями, эксперт высказал мнение, что это пока преждевременно.

«Соединенным Штатам и России, обладающим 90% всего ядерного оружия в мире, необходимо добиться дальнейших обоюдных сокращений своих арсеналов, прежде чем можно будет убедить третьи страны присоединиться к каким-либо количественным ограничениям в этой сфере. Однако существующие международные соглашения, такие как договор о космосе и договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), уже достигли прогресса в многостороннем контроле над ядерными вооружениями, открывая возможность еще большего успеха в области ядерного разоружения в предстоящие годы», — отметил эксперт.

Между тем старший научный сотрудник Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Петр Топычканов (Petr Topychkanov) выразил мысль, что ДРСМД никоим образом не вредил интересам безопасности США и России, в связи с чем оправдать прекращение действия договора довольно сложно.

«В отличие от советско-американского противостояния в холодной войне, сегодняшние разногласия между двумя сторонами не говорят о высоком риске вооруженного конфликта. [...] Вопрос о том, почему США и РФ нужны ядерные силы средней дальности, остается для меня без ответа. На мой взгляд, это не может быть связано с некими третьими странами, такими как Китай, поскольку существующие ядерные арсеналы России и США предоставляют им надежный потенциал сдерживания в отношении друг друга и третьих стран», — сказал аналитик.

Рассуждая о возможном выходе США из СНВ-3, он назвал данную перспективу печальной, подчеркнув, что это негативно повлияет на прозрачность и предсказуемость действий Вашингтона и Москвы.

«Отсутствие этих двух составляющих даст основание для большей подозрительности, которая будет провоцировать соперничество в сфере вооружений между двумя ядерными державами, если не сказать гонку вооружений. Это также повлечет за собой шквал критики со стороны стран, поддерживающих идею ядерного разоружения. С точки зрения международного права, это ослабит режим ядерного нераспространения, построенного на основе ДНЯО, и укрепит режим, который формируется вокруг нового договора о запрещении ядерного оружия», — пояснил Петр Топычканов.

Вместе с тем, он добавил, что пока не стал бы оценивать перспективы сохранения СНВ-3.

«Ясно только одно: если в Москве и Вашингтоне возобладает политическая воля к сохранению СНВ-3, для продления этого документа или выработки нового на замену ему не возникнет существенных препятствий», — сказал представитель SIPRI.

Комментируя потенциальное создание договора, который мог ли бы подписать и другие ядерные державы, эксперт отметил, что такая возможность «выглядит призрачной».

«На данном этапе выход США из ДРСМД и вероятность непродления СНВ-3 делают эту возможность еще более нереальной. Во-первых, разрыв последних соглашений о контроле над ядерными вооружениями негативным образом отразится на репутации США и России как надежных партнеров для договоренностей в этой области. Во-вторых, прекращение действия ДРСМД и нависшая опасность над СНВ-3 спровоцируют кризис самой идеи контроля над ядерными вооружениями. Она станет менее привлекательной для других ядерных держав. Если две ведущие ядерные державы не могут сохранить эти договоры, убедить другие страны-обладатели ядерного оружия в необходимости присоединиться к многостороннему контролю над ядерными вооружениями станет гораздо труднее», — сказал Петр Топычканов.

В свою очередь американский физик-ядерщик, бывший советник Белого дома по вопросам безопасности, профессор Принстонского университета Франк фон Хиппель (Frank von Hippel) выразил уверенность в том, что для сокращения своего ядерного потенциала Москва и Вашингтон должны иметь четкое представление о дальнейших намерениях по наращиванию таких вооружений в КНР.

«Я думаю, что в какой-то момент Китаю будет необходимо, по крайней мере, обговорить верхний предел своих ядерных сил, чтобы Россия и США могли продолжить сокращать свой арсенал», — пояснил Франк фон Хиппель.

Отвечая на вопрос о целесообразности решения Дональда Трампа денонсировать договор о ракетах средней и меньшей дальности, эксперт подчеркнул, что не считает выход из соглашения правильным шагом, даже несмотря на то, что не исключает вероятность возможного нарушения ДРСМД со стороны России.

Франк фон Хиппель также выразил обеспокоенность дальнейшей судьбой СНВ-3, отметив при этом, что шанс сохранить соглашение все же существует.

«Срок действия соглашения истекает сразу после вступления в должность следующего президента США. Если этот президент окажется не Дональдом Трампом, возможно, США и Россия могли бы продлить его еще на пять лет, чтобы дать себе время для проведения переговоров по следующему соглашению», — сказал бывший советник Белого дома.

Комментируя недавние испытания крылатой ракеты в США, депутат Бундестага от партии ХДС Патрик Зенсбург (Patrick Sensburg) обратил внимание на то, что она подпадает под тип вооружений, который был запрещен условиями ДРСМД.

«Соглашение запрещало обеим сторонам производить, испытывать и владеть наземными баллистическими и крылатыми ракетами с дальностью полета от 500 до 5,5 тыс. км. Однако ракеты морского базирования этой дальности были разрешены. Именно это может объяснить то, почему США смогли испытать ракету так скоро после выхода из договора — она, должно быть, очень похожа на ракету морского базирования», — предположил политик.

На его взгляд, ситуация в сфере безопасности становится все более непредсказуемой.

«Неясно, планирует ли президент США Дональд Трамп заменить [каким-либо другим] договор о РСМД и намерен ли продлевать еще один важный договор под названием СНВ-3, благодаря которому американские и российские ядерные арсеналы достигли своего минимума за почти 60 лет. Решение о приостановлении СНВ-3 может спровоцировать новую гонку вооружений, причем не только с Россией, но и с Китаем. Мир может быть оставлен без каких-либо ограничений на размер арсеналов ядерных держав впервые с 1972 года», — отметил Патрик Зенсбург.

Учитывая это обстоятельство, он указал на важность участия третьих стран в последующих соглашениях по контролю над ядерными вооружениями.

«Заключение всеобъемлющего соглашения между США, Россией, Китаем и Европейским союзом могло бы стать важным шагом на пути к ядерному разоружению. Но, на мой взгляд, достичь подобных договоренностей будет очень проблематично, поскольку США еще не пришли к согласию в этом вопросе. Тем не менее в сложившейся ситуации следует приложить усилия, чтобы привлечь [к соглашению] другие крупные ядерные государства, включая, например, страны ЕС или Индию. Это обеспечило бы гораздо более прочную основу для ядерного разоружения в мире», — резюмировал политик.

Актуальное