05:20:52 Суббота, 27 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Влияние и мощь Китая будут расти с приходом к власти «пятой волны» политических лидеров

16:11 | 07.11.2012 | Аналитика

Печать

7 ноября 2012. PenzaNews. Смена руководства в Китайской Народной Республике, которая состоится в ходе XVIII съезда Компартии Китая (КПК) в Пекине 8 ноября, будет иметь большое значение для КНР и ее партнеров. Такое мнение в интервью ИА «PenzaNews» высказал казахстанский политолог, арабист, карьерный дипломат, редактор журнала «Эксклюзив» Расул Жумалы (Rasul Jumaly).

Влияние и мощь Китая будут расти с приходом к власти «пятой волны» политических лидеров

Фото с сайта Dalje.com

«Специфика смены государственного управления в Китае такова, что председатель КНР не избирается, а назначается Коммунистической партией, однако это не умаляет важности предстоящего события. Учитывая современное положение Китая на международной арене, изменения в руководстве страны будут иметь особое значение», — сказал эксперт.

Он также напомнил, что с уходом Ху Цзиньтао (Hu Jintao) к власти придет так называемая «пятая волна» китайских правителей, которую, как ожидается, будет представлять Си Цзиньпин (Xi Jinping).

«Перед каждым новым поколением лидеров всегда ставились новые, более амбициозные задачи. В связи с этим, я думаю, будет усиливаться и роль КНР в глобальном мире. Китай де-факто стал одним из главных центров притяжения на планете, и эта тенденция, особенно на фоне кризисных явлений в экономиках Европы и США, будет набирать обороты», — подчеркнул Расул Жумалы.

Анализируя приоритетные направления внутренней политики КНР, эксперт отметил, что новое руководство продолжит решение поставленных ранее задач.

«Характерной особенностью китайского правления являются долгосрочные программы, расписанные на 20, 50, а то и 100 лет вперед, причем в отличие от многих других стран, все эти двадцатилетние и полувековые проекты, как ни странно, выполняются и зачастую с опережением срока», — сказал политолог.

«С приходом новой волны, при новых амбициях и решительности, приоритетом станет выполнение прежних задач коммунистической партии, а именно: сохранение правящей силой КПК и адаптация руководящих механизмов под новые изменения, связанные с глобализацией и усилившейся ролью Китая. Новые лидеры, скорее всего, будут проводить более акцентированную политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе и юго-восточной Азии в целом, а отстаивание китайских, прежде всего, экономических интересов на глобальном уровне станет более агрессивным», — пояснил Расул Жумалы, добавив, что многие страны ощутят на себе растущее влияние Китая.

Между тем, эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко высказала мысль о том, что аппаратные изменения в Китае не станут причиной какой-либо неопределенности.

«Китайцы считают это своим политическим достижением и неким преимуществом перед западными странами, где выборы зачастую являются громким политическим потрясением, а непредсказуемость их исхода может обернуться для государства весьма негативными последствиями. На этом фоне события в КНР, безусловно, не являются ярким политическим шоу, как, например, в США, однако данный процесс не становится от этого менее значимым», — сказала Евгения Войко.

По ее мнению, характерный для Китая способ передачи власти удобен и для международного сообщества, поскольку позволяет делать конкретные прогнозы.

«Преемственность руководителей является залогом стабильности и уверенности внешних инвесторов в том, что ситуация в Китае не изменится с приходом на политическую арену нового лидера», — подчеркнула аналитик.

Преподаватель Школы азиатских и африканских исследований Лондонского университета Энзе Хан (Dr. Enze Han) также не предвидит масштабных изменение во внутренней и внешней политике КНР в ближайшее время.

«Несмотря на то, что некоторые обозреватели говорят о возможном проведении «серьезных реформ», обычно значение этой фразы имеет несколько иной смысл в китайском контексте. Потребуется время, чтобы понять, какой курс будут проводить новые лидеры Китая, однако, я думаю, что основными приоритетами останется экономика и устойчивое развитие», — сказал эксперт, отметив, что в политике следующего правительства будет наблюдаться преемственность.

«Главная задача состоит в том, чтобы сохранить импульс экономического развития, который определит, сможет ли Китай успешно трансформировать свою экспортно-ориентированную экономику в экономику, ориентированную на внутреннее потребление», — добавил Энзе Хан.

Тем временем, эксперт по азиатским странам, научный сотрудник Королевского института международных отношений (Chatham House) Родерик Уай (Roderic Wye) высказал мысль о том, что Си Цзиньпин придет к власти в намного более сложный и неопределенный для страны период, чем его предшественники.

«Несмотря на то, что в последние десять лет Китай развивался колоссальными темпами и стал влиятельным игроком на международной арене, мировая экономика все еще справляется с последствиями финансовых потрясений 2008 года, а собственная экономика демонстрирует признаки замедления. Следовательно, непосредственным приоритетом внутренней политики Си Цзиньпина будет сохранение устойчивых темпов экономического развития Китая. Новый лидер должен будет существенно снизить влияние государственных предприятий и обеспечить контроль над переходом к модели экономического роста, основанной на нуждах внутреннего рынка. В то же время Си Цзиньпин должен будет консолидировать свою власть и заработать авторитет», — сказал аналитик.

«В стране существуют и другие проблемы — дело Бо Силая в очередной раз подтвердило коррумпированность некоторых представителей власти; быстрый экономический рост стал причиной экологических проблем; существенное снижение уровня бедности не уменьшило неравенство в распределении доходов. Кроме того, угрожающие обороты принимает демографическая проблема, связанная с увеличением числа иждивенцев в отношении числа трудоспособного населения и необходимостью создания эффективной системы социального обеспечения», — добавил он.

Вместе с тем, позиции Китая на международной арене, по его словам, будут укрепляться.

«Китай является влиятельной региональной державой в Азии, имея при этом более широкие интересы. Новое руководство страны, вероятно, будет уделять вопросам внешней политики особое внимание. При этом ключевыми для КНР останутся отношения с Соединенными Штатами, а сложные связи с Японией потребуют взвешенной и разумной дипломатии с обеих сторон. Тем временем, лидеры стран Евросоюза будут стремиться в короткие сроки установить хорошие рабочие отношения с новым руководством Китая, так как экономические и торговые связи с КНР чрезвычайно важны для Европы как один из ключей к экономическому восстановлению», — отметил Родерик Уай.

В свою очередь, научный сотрудник Института по изучению мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук Сюй Цзинь (Xu Jin) высказал предположение о том, что приоритетом нового руководства станут социальные, а не политические преобразования.

«Тот факт, что реформы в общественных сферах значительно отстают от экономических, ведет к огромному количеству социальных проблем, что подтверждают многочисленные демонстрации. А, значит, соответствующие преобразования должны проводиться в ускоренном темпе», — пояснил эксперт.

Анализируя возможные изменения во внешнеполитическом курсе КНР, он отметил, что основные принципы китайской международной политики «теоретически будут сохраняться».

«Однако Си Цзиньпин в целом будет придерживаться более гибкого курса. Что касается китайско-американских отношений, в последующие пять лет КНР попытается уменьшить отрыв от США, наращивая свою мощь. Эти страны будут более жестко бороться за лидирующие позиции в сферах безопасности и экономического сотрудничества в Восточной Азии. В китайско-японских отношениях КНР и дальше будет проявлять себя как более влиятельный игрок, оказывая еще большее давление в вопросе спорных островов Дяоюйдао в связи с ростом морского потенциала государства. Китайско-российские отношения, в свою очередь, не осложнены какими-либо проблемами, государствам лишь придется решить вопрос о дальнейшем развитии стратегического сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах», — пояснил Сюй Цзинь.

«Ситуация в Китае непростая: страна находится на распутье так же, как это было в 1979 году, и ей нужен мощный лидер, который сможет направить КНР на верный путь. Я надеюсь, что Си Цзиньпин станет следующим Дэн Сяопином», — подвел итог аналитик.

Актуальное