EN
08:51:01 Четверг, 23 мая
Дольщики НКО в Пензе Возвращение к родным берегам Ремонт дорог ДТП в Пензе Облик Пензы Опросы Рейтинги Угадай, кто на фото!

Зачем железнодорожный перевозчик вешает лапшу на уши горожанам?

18:10 | 24.12.2015 | Статьи

Печать

24 декабря 2015. PenzaNews. Три месяца назад наше издание (статья «Сказ о жадном монополисте», НСГ, №35 (180) от 25 сентября) рассказало о проблеме, возникшей в сфере железнодорожных перевозок в черте города. Вкратце напомним суть. Долгие годы участок железнодорожного пути, принадлежащий строительной компании ОАО «АК «Домостроитель», использовался предприятием для подвоза стройматериалов для производства. Затем пути стали использоваться редко. Но зато их вовсю использовало ОАО «ВолгаУралТранс» для подвоза грузов иным частным предприятиям, располагавшимся поблизости. Причем не имея на то никаких юридических оснований в виде договора с собственником — ОАО «АК «Домостроитель».

Зачем железнодорожный перевозчик вешает лапшу на уши горожанам?

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Спор хозяйствующих субъектов, казалось бы, не очень должен был волновать горожан, если бы не одно «но». Но это «но» — самое существенное. Безопасность. Практически единолично и незаконно пользуясь данными путями, «ВолгаУралТранс» при этом совершенно не заботился их состоянием. Руководствуясь прежде всего вопросами безопасности горожан, «Домостроитель» поставил шлагбаум. А «ВолгаУралТранс», самовольно использовавший подъездной железнодорожный путь ОАО «АК «Домостроитель» в целях извлечения для себя прибыли, начал подавать жалобы и заявления в УФАС, прокуратуру и суд.

Большой тормоз

Три месяца после публикации нашего материала ОАО «ВолгаУралТранс» не давало никаких публичных комментариев по данному вопросу. Явно желая решать вопрос исключительно в кабинетной, а не в общественной плоскости. Это их право, и выбранная тактика поведения не вызывала удивления. Но… Не прошло и трех месяцев (всего лишь!), как она внезапно резко поменялась. На страницах газеты «Пензенская правда» (№70 от 15 декабря) была опубликована статья «Монополия на кусок рельсов», где конфликт описывался со слов начальника пензенского регионального транспортного комплекса ОАО «ВолгаУралТранс» Виталия Петрова. При этом информация, которую очень дозировано и избирательно подает Петров, явно рассчитана на неискушенность и слабую информированность массового читателя, которому якобы можно скормить любую чепуху.

Являясь крупным монополистом в своей сфере деятельности в Поволжье, они, видимо, привыкли решать вопросы, используя свои большие возможности и влияния.

Спор о терминах

Неоднократно упомянув о некоей «монополии на отрезок железной дороги» со стороны строительного предприятия (это даже вынесено в заголовок статьи), подав на него жалобы в антимонопольный комитет, представитель ОАО «ВолгаУралТранс», тем не менее, буквально жалуется горожанам со страниц газеты: «При этом «Домостроитель» называет нас монополистами»! Это напоминает детский сад, если честно. Тем не менее, попробуем разобраться, кто же на самом деле монополист.

Согласно «Современному экономическому словарю», монополия — это исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. Согласно словам Петрова, «на балансе пензенского регионального транспортного комплекса ОАО «ВолгаУралТранс» около 62 км путей внутри областного центра». Вопрос на засыпку — какие компании, кроме «ВолгаУралТранс», имеют хотя бы гипотетическую возможность осуществлять перевозки на этих железнодорожных путях? Нет таких!

А вот «Домостроителю» принадлежит не «чуть более 800 метров», как зачем-то дезинформировал Петров горожан, а 4 тыс. 321,8 метра. Что все равно только 7% от монопольного богатства. Так что «ВолгаУралТранс» называют монополистом в строгом соответствии со словарным и правовым определениями этого слова. А «Домостроитель» может так именоваться лишь теми, кто хочет, как говорится в народе, навести тень на плетень.

О плате и договорах

Кстати о плате. В статье говорится, что тариф, утвержденный управлением по регулированию тарифов Пензенской области, составляет 92 рубля 20 копеек. Но при этом умалчивается, что этот тариф — лишь часть платы, взимаемой монополистом за доставку груза. Есть еще «маневровые работы» и многое другое — а в итоге сумма вырастает по сравнению с тарифом весьма и весьма существенно. Точных цифр мы не назовем, поскольку «ВолгаУралТранс» отказался предоставлять такую информацию по запросу «Домостроителя».

Виталий Петров утверждает, что «ОАО «ВолгаУралТранс» готово платить «Домостроителю», если сумма будет соизмеримой и обоснованной в соответствующем ведомстве… Однако идти навстречу давнему партнеру «Домостроитель» не хочет…». Это было, напомним, напечатано 15 декабря 2015 года. А за две недели до этого, 30 ноября, ОАО «ВолгаУралТранс» прислало в адрес ОАО «АК «Домостроитель» официальное письмо по поводу урегулирования разногласий при заключении договора между предприятиями. В нем говорится буквально следующее: «ОАО «ВолгаУралТранс» стало известно о заключенных Вами с контрагентами договорах по этому же предмету. В связи с чем целесообразность заключения договора на пропуск вагонов между нашими организациями отсутствует». То есть именно «ВолгаУралТранс» отказался договариваться! И подтверждается это не чьими-то словами, а официальным документом! Зачем Вы вводите граждан в заблуждение, господин Петров?

О безопасности

В статье говорится: «ОАО «ВолгаУралТранс» за свой счет ежемесячно проводило комиссионное обследование железнодорожных путей, а если требовалось, делало ремонт участка. То есть фактически содержало его».

Между тем представители «Домостроителя» утверждают, что никакого существенного ремонта за 10 последних лет не проводилось. Проведенная ими ревизия железнодорожных путей выявила, что за десятилетие бесконтрольного пользования они были приведены в ужасающее состояние. На рельсах имеются сколы, трещины. Многие шпалы истлели в труху. Крепления между ними в некоторых местах отсутствуют. Дальнейшее бесконтрольное использование этих путей могло привести к печальным последствиям. Даже к катастрофе — представьте себе сход с рельс цистерн с горючим! А такие сходы происходили неоднократно, но информацию об этом руководство «ВолгаУралТранс» от всех скрывало, в транспортной прокуратуре, узнав об этом, были просто в шоке. Молчит об этом в своем интервью в газете и господин Петров!

Очевидно было, что необходим срочный ремонт. Когда весной этого года представители «Домостроителя» обратились к незаконному пользователю их дороги — «ВолгаУралТранс» — с этим вопросом, то те… выставили многомиллионный счет, явно завышенный и в любом случае неподъемный для предприятия. В результате «Домостроитель» устранил за свой счет лишь первостепенные недостатки, выявленные транспортной прокуратурой. А «ВолгаУралТранс» сделал вид, что он не имеет к этому делу никакого отношения, хотя это именно он довел пути до такого состояния.

А между тем именно владелец, а не пользователь путей несет ответственность за безопасность! В сентябре этого года, руководствуясь соображениями безопасности, «Домостроитель» установил на своем участке путей шлагбаум. Причем движение не прекращается! Оно просто поставлено под контроль ответственного за безопасность!

Теперь Петров жалуется, что не может-де проводить обследование опасных участков путей. «Сейчас мы боимся проходить на чужую территорию. Вдруг наших работников там арестуют и предъявят обвинения в незаконном проникновении». Это просто уже неизвестно даже на кого рассчитано. Подъездные пути «Домостроителя» проходят вне охраняемой территории предприятия. Кто арестует и привлечет? Охрана «Домостроителя»? У нее нет на то полномочий. Максимум — выведут за пределы предприятия и передадут полиции в случае проникновения именно на территорию предприятия. Полиция? Так не нужно нарушать закон! Или «ВолгаУралТранс» настаивает на своей исключительности и изъятии из юрисдикции, определяемой Гражданским и Уголовным кодексами РФ? Все ведь просто — вовремя направьте уведомление о проверке, согласуйте время — и вперед! В чем сложность? Зачем вводить людей в заблуждение?

Инстанции и суды

Но самое вопиющее заявление в статье следующее: «Притом «Домостроитель»… пишет на нас жалобы в УФАС, суды, прокуратуру…»

Так и хочется спросить: «Виталий Анатольевич, а Вам в детстве не объяснили, что говорить неправду нехорошо?»

Ни в УФАС, ни в суд, ни в прокуратуру ОАО «АК «Домостроитель» по поводу своих разногласий с ОАО «ВолгаУралТранс» не обращалось. Вообще! Обращался во все означенные инстанции… именно «ВолгаУралТранс».

В УФАС «ВолгаУралТранс» обращался дважды. По поводу «необоснованного приостановления движения», то есть установки шлагбаума. И по поводу «установления необоснованной платы за услуги». Рассмотрение дел назначено на конец декабря.

30 сентября заявление от «ВолгаУралТранс» поступило в транспортную прокуратуру.

Ну и, конечно же, обращение «ВолгаУралТранс» в суд. И вот здесь уже есть решение Арбитражного суда Пензенской области, которое было оглашено 3 декабря 2015 года, в котором, в частности, говорится: «…Нарушением своих прав истец считает установку ответчиком на своем участке железнодорожных путей шлагбаума, препятствующего несанкционированному проезду по этим путям… Однако истцом не учтено то, что ответчику как собственнику железнодорожных путей в силу ст. 209 ГК РФ принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом договор либо иной документ, который бы предоставлял истцу право беспрепятственного проезда по железнодорожным путям ответчика и/или регулировал такой порядок, в материалах дела отсутствует… Ответчик осуществляет прохождение грузов по его железнодорожным путям после получения соответствующего уведомления, что истцом не оспаривается… Суд считает, что принятые ответчиком меры по установке шлагбаума и организации контролируемого проезда по его железнодорожным путям в данном случае разумны, обоснованы и не выходят за пределы добросовестного поведения участников гражданских правоотношений».

То есть суд признает правоту «Домостроителя».

Об этом Петров в вышеуказанной статье умолчал. Но, на наш взгляд, именно это решение суда и послужило толчком к тому, чтобы руководство «ВолгаУралТранс» выступило в печати.

Скромное мнение

Автор смеет высказать свое скромное мнение по поводу позиций сторон.

Начальник пензенского регионального транспортного комплекса ОАО «ВолгаУралТранс» Виталий Петров через газету голословно утверждает, что ОАО «АК «Домостроитель» не желает договариваться, обращается в суд, УФАС, прокуратуру, подвергает опасности горожан и способствует повышению цен на потребительскую продукцию. Мы же, рассмотрев вышеупомянутые документы, приходим к выводу, что это именно ОАО «ВолгаУралТранс» отказалось договариваться, подавало жалобы во все возможные инстанции (причем суд ему уже отказал), не заботилось о состоянии путей, не отвечало за безопасность и не желает делиться своими монопольными доходами, которые в «Домостроителе», по их словам, намечают направить на ремонт подъездных путей.

Повторим — это наше оценочное суждение, но оно основано, в отличие от слов господина Петрова, на документах.

В то же время мы, как и руководство «ВолгаУралТранс», выражаем надежду, что «конфликт в итоге разрешится». Только мы не можем для этого ничего сделать. А «ВолгаУралТранс» может.

Захочет ли?

Максим Денисов
«Новая социальная газета, №47 (192), 24 декабря 2015 года

Загрузка...
Читайте также
В Пензе награждены победители малой географической олимпиады школьников Житель Пензы проведет 9,5 лет в колонии за убийство, кражу и уклонение от надзора
Конкурс в рамках АрМИ-2019 стартует под Пензой 28 мая Александр Гришаев призвал ускорить строительство детской поликлиники в Нижнем Ломове
Пензенская команда победила в чемпионате по служебному двоеборью памяти Владимира Квышко В малосердобинской больнице отработали действия при угрозе террористического акта
Актуальное