Перспективы развития сланцевой индустрии на территории ЕС весьма сомнительны — эксперты
Печать
3 февраля 2015. PenzaNews. Компания «Chevron» объявила о решении прекратить разведку сланцевых нефтегазовых месторождений в Польше 30 января 2015 года. По заявлению американской корпорации, это обусловлено неконкурентоспособностью продолжения добычи углеводородов методом гидроразрыва пласта (ГРП) в стране.
Фото: Wikipedia.org
Ранее от дальнейшей разведки сланцевого газа в Польше отказались такие крупные компании, как ExxonMobil, Total и Marathon Oil. Провал польского проекта стал очередным ударом по сланцевой индустрии, которая до сих пор не смогла уверенно закрепиться в Европе.
Многие обозреватели констатируют, что вне США, где были достигнуты определенные успехи в этой области, сланцевой промышленности пришлось столкнуться с множеством проблем, среди которых высокая себестоимость добычи, быстрая истощаемость скважин, а также значительные риски для населения и экологии.
Как отметила исследователь немецкого Совета экспертов по вопросам окружающей среды (SRU) Мехтильда Барон (Mechthild Baron), стремление ЕС повторить американский успех объясняется желанием обрести дешевый источник энергоносителей и уменьшить зависимость от импорта углеводородов.
В то же время она подчеркнула, что в нынешних условиях добыча газа методом гидроразрыва пласта вряд ли поможет удовлетворить спрос в странах Европы.
«С энергетической точки зрения необходимости в сланцевом газе нет, и его добыча не принесет значительного вклада в немецкий «энергетический поворот» (Energiewende). Добыча сланцевого газа в промышленных масштабах не может быть разрешена, поскольку сведений [о влиянии на окружающую среду] крайне мало. Обосновать применение ГРП могут только положительные результаты изысканий систематических проектов», — сказала эксперт SRU, добавив, что возможным решением энергетической проблемы Европы могут стать более экологичные источники, такие как топливо из биомассы.
Говоря о будущем сланцевой промышленности, она отметила, что «революция» еще не завершилась, но ее темпы замедлились, и «никто не знает, что будет дальше».
В то же время член-корреспондент программы по исследованию вопросов энергетики и климата Центра Карнеги в США Дэвид Ливингстон (David Livingston) придерживается противоположной точки зрения.
По его словам, сланцевая индустрия США неизбежно будет эволюционировать, при этом сейчас наблюдаются консолидационные процессы, когда более крупные добывающие компании поглощают мелких и обанкротившихся нефте- и газодобытчиков.
Вместе с тем он обратил внимание на то, что европейскому «сланцевому буму» мешают многие факторы, в том числе неудачи на пробных скважинах, а также давление со стороны низких цен на нефть, которые привели к снижению цен на «голубое топливо» в ЕС.
«По моему мнению, в обозримом будущем «сланцевая революция» в Европе вряд ли наступит. Будут одиночные попытки отдельных стран ЕС, которые очень хотят развить индустрию сланцевого газа ради геополитических задач, но мы не увидим волну экономически выгодных европейских проектов по разведке и добыче сланцевых энергоносителей, инициаторами которых выступили бы добывающие компании», — сказал Дэвид Ливингстон.
Как отметил старший сотрудник, директор научно-исследовательской программы по вопросам природного газа Оксфордского института энергетических исследований Говард Роджерс (Howard Rogers), для успешного функционирования сланцевой индустрии требуется благоприятное сочетание целого ряда факторов.
Так, например, по его словам, необходимы подходящие геологические условия, постоянное финансирование бурения новых скважин, высокий профессионализм специалистов, наличие развитой инфраструктуры, а также сильная конкуренция среди добывающих компаний.
«В индустрии должно быть много игроков — активных предпринимателей, готовых идти на риск и бурить в разных местах в поиске зон максимального нефтегазонасыщения», — пояснил эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
Он напомнил, что из-за благоприятного сочетания вышеперечисленных геологических, экономических и индустриальных факторов сланцевая индустрия в США достигла больших успехов, при этом основная прибыль добывающих компаний шла не только за счет сланцевой нефти и сопутствующего природного газа, но и примесей, которые нередко оказываются ценнее «голубого топлива».
С точки зрения аналитика, ряд других стран, наподобие Польши и Китая, не смогли достичь столь же заметных успехов в сланцевой индустрии именно из-за невозможности воспроизвести американские условия.
«Если не говорить о США, то пока неясно, достигнет ли значимых успехов индустрия сланцевого газа в остальном мире. Лично я сомневаюсь насчет Европы», — заметил Говард Роджерс, добавив при этом, что в ЕС производители также испытывают большие трудности из-за многочисленных акций протеста и серьезных рисков для экологии.
В то же время он подчеркнул, что Евросоюз не сможет полностью отказаться от импорта «голубого топлива» из других стран, в том числе из России.
«Даже при самом оптимистичном развитии событий, когда Европа будет закупать большие объемы сжиженного природного газа, ЕС по-прежнему будет нуждаться по меньшей мере в 100 млрд. кубометров российского природного газа в год. К тому же европейские компании подписывали контракты на закупки российского газа, которые действуют до конца 2020 года, и они вынуждены соблюдать условия договоров в общей сумме на 70–90 млрд. кубометров в год. Я не могу представить себе ситуацию, при которой Европа в течение ближайших 20 лет смогла бы найти альтернативные источники газа взамен российскому — и это не говоря о необходимости соблюдать контракты», — констатировал директор научно-исследовательской программы по вопросам природного газа Оксфордского института энергетических исследований.
В свою очередь инвестиционный аналитик в области топливно-энергетического комплекса, экономист Эльдар Касаев (Eldar Kasaev), рассуждая о перспективах газодобычи новыми способами, процитировал слова академика РАН Нодари Симонии (Nodari Simonia), который сказал, что «сланцевый газ лучше добывать в стране, которую не жалко».
«Сланцевый бум всерьез обеспокоил население и «зеленых» по причине весьма высокого вреда, который наносит экологии разработка сланцевых месторождений. Прежде всего, страдают почва и грунтовые воды, поскольку технология добычи сланцевых углеводородов требует впрыскивания в скважину огромного объема жидкости, содержащей различные химикаты. Отмечены случаи серьезного ухудшения здоровья людей и животных, живущих неподалеку от территорий, где идет добыча сланцевой нефти и газа», — пояснил эксперт.
По его мнению, сланцевая индустрия, прижившаяся только в США, на текущий момент перешла в состояние «контрреволюции».
«Другие государства, например, Китай, безуспешно пытались применить у себя американский опыт. Значение и масштабы так называемой «сланцевой революции» сильно преувеличены, поскольку риски при разработке месторождений с помощью горизонтального бурения и последующего гидроразрыва пласта слишком велики», — пояснил консультант нефтегазового бизнеса.
Аналогичного мнения придерживается и представитель европейского отделения международной организации «Friends of the Earth» по вопросам природного газа Антуан Симон (Antoine Simon), который выразил уверенность в том, что бум сланцевой индустрии в США не сможет перерасти в мировую и продолжительную революцию в сфере добычи энергоносителей.
«На данный момент в Европе нет никакой «революции». В других странах ее хотят начать, но, насколько мне известно, в Китае многолетние попытки не принесли больших успехов; Латинская Америка пытается, но инвесторов не так много, как на то надеялись. В США предсказывали, что «сланцевая революция» продлится почти целый век, но сейчас видно, что темпы производства уже начинают идти на спад. Многие эксперты в этой сфере говорят, что индустрия полностью сойдет на нет к 2016–2017 году», — отметил он.
Антуан Симон добавил, что развитию сланцевой промышленности в Европе препятствует как общественность, так и строгое природоохранное законодательство.
По словам представителя международной организации, в большинстве случаев заявления добывающих компаний о защите окружающей среды являются не более чем пиаром: на практике они ни в коей мере не меняют своих тактик, часто работают в природоохранных зонах, начинают добычу без согласия местного населения и без учета возможного вреда для экологии.
«Основываясь на том, что мы знаем, и в первую очередь на результатах многочисленных научных исследований последних 2–3 лет, можно сказать, что сланцевая индустрия сейчас столкнулась с рядом препятствий технического характера, которые она не может полноценно разрешить. Сейчас нет технологий ГРП, которые можно было бы назвать полностью или достаточно безопасными. Именно поэтому мы не верим, что добыча методом ГРП может быть разрешена — по крайней мере до тех пор, пока влияние такой промышленности на окружающую среду не будет полностью изучено. И, судя по тому, что нам известно, полноценное исследование только докажет властям по всему миру, что эта технология должна быть запрещена повсеместно», — подытожил Антуан Симон.
Сланцевый газ — природный газ, состоящий преимущественно из метана. Добывается из осадочных, глинистых, газоносных сланцев. Не образует больших скоплений, залегает в порах твердых пород.
Добыча в промышленных масштабах стала возможной с появлением сложных и дорогих технологий в XXI веке. Используется горизонтальное бурение, сейсмическое моделирование, гидроразрыв пласта или пропановый фрекинг.
По мнению исследователей, недостатками добычи сланцевого газа являются высокая себестоимость, непригодность для транспортировки на большие расстояния, быстрая истощаемость месторождений, низкий уровень доказанных запасов в общей структуре, значительные экологические риски при добыче. В частности, из-за использования химических веществ существует угроза загрязнения земной поверхности и грунтовых вод, являющихся источником питьевой воды для населения.
На сегодняшний день мораторий на проведение ГРП действует в Болгарии, Франции, Люксембурге, Шотландии и Северной Ирландии, а также в отдельных регионах Германии, Испании и Швейцарии. Добыча сланцевого газа приостановлена на ряде скважин в Канаде и Румынии из-за общественных протестов. В Австралии действуют ограничения на химикаты, которые разрешено использовать при разработке сланцевых месторождений. К введению моратория также призывают и в Великобритании.