06:56:56 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Обвал биржевого рынка Китая стал серьезным ударом для экономики и политики государства

12:39 | 13.08.2015 | Аналитика

Печать

13 августа 2015. PenzaNews. Неожиданный обвал рынка ценных бумаг Китайской Народной Республики (КНР) стал серьезным ударом для экономической и политической стабильности страны. К такому выводу пришел обозреватель интернет-издания Socialist Worker Чарли Хор (Charlie Hore) в статье под заголовком «Пузыри, скачки и крахи в Китае».

Обвал биржевого рынка Китая стал серьезным ударом для экономики и политики государства

Фото: Flickr.com

По его словам, после пика роста в начале июня 2015 года фондовые рынки Китая упали более чем на 3,5 трлн. долларов, что почти в 15 раз превышает ВВП Греции.

«По сравнению с этим проблемы Афин и даже бюджетный дефицит Великобритании кажутся сущими пустяками», — пишет автор.

Вместе с тем он отмечает, что даже с учетом недавних событий китайский рынок ценных бумаг продолжает демонстрировать рост относительно февраля 2015 года, так как к началу падения акции успели удвоиться в цене.

При этом Чарли Хор напоминает, что к началу июля на бирже играл каждый десятый житель страны — всего около 90 млн. человек, что сопоставимо с численностью всей Компартии Китая.

«Многие потеряли все вложенные средства. Почти 20 млн. вышли на биржу менее шести месяцев тому назад. Кроме того, как пишет обозреватель издания Guardian Изобель Хилтон (Isobel Hilton), «из них 60 млн. не имеют аттестатов об окончании школы — по большей части это рабочие мигранты и бедные горожане», — поясняет автор статьи.

По его мнению, власти Китая с целью усиления экономического роста в стране подогревали биржевой ажиотаж, подталкивая людей вывести из банков свои сбережения на старость и форс-мажорные ситуации.

«В начале года они ослабили ограничения для получения кредитов на покупку акций и облигаций и даже разрешили закладывать свои дома. Кроме того, бум ускорился благодаря онлайн-кредитованию даже при сравнительно высоких процентных ставках, а также различным мерам помощи при публичном размещении акций и IPO со стороны официального Пекина», — пишет обозреватель.

Он подчеркивает, что лидеры Поднебесной, пытаясь спасти ценные бумаги от неконтролируемого падения, воспользовались всеми возможными мерами, которые отдельные западные СМИ назвали «непропорционально серьезными». Так, власти КНР остановили торги по госкорпорациям и наиболее важным позициям, что в итоге затронуло более 1 тыс. 300 компаний, или почти 40% рынка.

Кроме того, как отмечает автор статьи, средствам массовой информации страны было временно запрещено транслировать передачи, ток-шоу, экспертные интервью и прямые включения на биржевую тематику, а также использовать слова «спад», «скачок», «коллапс» и другую лексику с негативным подтекстом.

«[В Пекине] даже воззвали к патриотизму, обвинив в падении рынка иностранных инвесторов, хотя в реальности внешний капитал составлял крайне малую часть вовлеченных средств», — поясняет журналист Socialist Worker.

С его точки зрения, в итоге властям Китая удалось стабилизировать рынок, но из-за пессимистичных настроений и оттока мелких инвесторов в стране продолжают опасаться дальнейшего снижения ценных бумаг после возобновления торгов.

«К тому же недавний «пузырь» произошел сразу после кризиса рынка недвижимости и обвала банковского сектора, которые привели к значительному росту доли плохих и сомнительных долгов», — отмечает Чарли Хор.

Несмотря на это, он приходит к заключению, что экономика Китая с честью выдержала это испытание.

«Хотя рост замедлился до 7% против 10% в 2012 году, сейчас ситуация выглядит более стабильной, чем несколько лет назад, однако в обществе сохраняются опасения по поводу экономического будущего Китая», — считает обозреватель.

Вместе с тем он высказывает предположение, что основной удар от событий на биржевом рынке придется по политической стабильности Поднебесной.

«Председатель КНР Си Цзиньпин (Xi Jinping), уже занятый крупной кампанией против чиновничьей коррупции, поставил весь свой властный авторитет на рост рынка и борьбу с его снижением, и доверие к нему сейчас заметно пошатнулось», — отмечает Чарли Хор.

По его словам, большинство людей, разорившихся на бирже ценных бумаг, проживают в городах, где местное население «наэлектризовано».

«Как сообщает издание China Labour Bulletin, в 2015 году прошло в два раза больше забастовок, чем в минувшем году. Месяц назад волна крупных протестов прокатилась по пригороду Шанхая из-за строительства потенциально опасного химического завода. Более 10 тыс. людей в течение шести ночей маршировали по улицам всего за 40 миль от центра города, и в итоге местные власти были вынуждены пойти на попятную — они даже начали утверждать, будто планов построить этот завод вовсе не было!» — подчеркивает обозреватель.

При этом он отмечает, что лидеры страны крайне редко пресекают подобные акции, поскольку они не представляют угрозу для официального Пекина.

«Почти все демонстрации (не считая тех, что проходят в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе) направлены против местных властей, которые, собственно, и принимают [непопулярные] решения. Мало кто выдвигает обвинения непосредственно государственным властям, и это способствует раздробленности недовольных: жители одного региона не отождествляют себя с бастующими в другой части страны», — пишет журналист Socialist Worker.

С его точки зрения, главная угроза для политической стабильности в Китае кроется в том, что за проблемы на фондовой бирже перед миллиардным населением неизбежно придется расплачиваться именно лидерам Поднебесной.

«На Западе не видят, насколько сильно власти КНР боятся своего народа. Одно недавнее исследование […] цитирует слова некоего бизнесмена: «Китай не похож на другие страны. На Западе политикой заправляют богатые, и власти боятся богатых. В Китае богатые боятся властей, а власти боятся бедных. Бедные могут поставить под угрозу стабильность и порядок в стране», — заключает Чарли Хор.

Актуальное