06:32:21 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Еврокомиссия должна предложить Турции план либерализации визового режима с ЕС — эксперты

19:50 | 14.03.2012 | Аналитика

Печать

14 марта 2012. PenzaNews. Вопрос об отмене визового режима между Евросоюзом и Турцией активно обсуждается на протяжении последних нескольких лет, однако существенных результатов в переговорах пока не достигнуто. Определенные послабления при пересечении границ со странами ЕС уже почувствовали на себе граждане ряда государств, однако в отношении Турции, которая является кандидатом в члены ЕС, они пока не действуют. Между тем, основатели Инициативы европейской стабильности Джеральд Кнаус (Gerald Knaus) и Александра Штиглмайер (Alexandra Stiglmayer) считают, что Европейская комиссия должна сама предложить Турции план либерализации визового режима. Об этом аналитики пишут в своей статье, ранее размещенной в брюссельском издании EUobserver, текст которой ИА «PenzaNews» публикует ниже в собственном переводе.

Еврокомиссия должна предложить Турции план либерализации визового режима с ЕС.

Фото с сайта Publicdomainpictures.net

Каждый год сотни тысяч турок выстраиваются в очереди перед консульствами ЕС, тратя время и деньги в обмен на возможность путешествовать по территории Европы. В 2010 году число турок, желающих посетить страны Шенгенского соглашения, составило 625 тыс. человек. Часто они получают однократную визу, действительную лишь в течение нескольких дней. Однако иногда им вовсе отказывают во въезде. В такой ситуации в 2007 году оказалась подросток Лейла Демиркан, намеревавшаяся навестить своего больного отчима, гражданина Германии, который был госпитализирован, а также свою мать, уроженку Турции, проживающую в Штутгарте.

Визовый барьер, установленный как в Шенгенской зоне, так и в Соединенном Королевстве и Ирландии, является причиной недовольства турецких граждан и официальных властей. И у них есть все основания выражать свое возмущение: Турция является единственным кандидатом на вхождение в ЕС, не пользующимся привилегией безвизового въезда на его территорию. Даже Молдова и Украина, еще не получившие каких-либо надежд на членство, участвуют в процессе либерализации визового режима со странами Евросоюза. Другие восточные соседи, как ожидается, последуют этому примеру. Обсуждается также возможность установления безвизового режима для россиян.

В 2008 году Европейский Союз начал процесс либерализации визового режима в отношении пяти западных стран Балканского полуострова, каждая из которых получила «дорожную карту», включающую около 50 конкретных и жестких условий. Евросоюз внимательно следил за процессом их выполнения на каждом этапе, осуществляя различные проверки. При этом лидеры балканских государств были заверены в том, что ЕС не нарушит данных обещаний. И этого не произошло. Когда в 2009 и 2010 годах страны выполнили условия Союза — от паспортного контроля до усиления сотрудничества полиции балканских государств с ЕС — визы были отменены.

В то время как турки наблюдают сербов, албанцев и боснийцев, свободно путешествующих по европейским странам, ЕС не рассматривает процесс либерализации визового режима с Турцией даже в перспективе. Министры внутренних дел ЕС в феврале 2011 года на заседании вынесли на рассмотрение вопрос о «диалоге о визах, мобильности и миграции», который не получил дальнейшего развития. Закрытое заседание рабочей группы Евросоюза по вопросам миграции и границ (SCIFA) в феврале 2012 года показало, что настроения основных стран-членов с тех пор не изменились.

Многие министры внутренних дел стран Европейского Союза полагают, что у них нет шансов убедить своих избирателей в том, что безвизовый режим для турок — удачное решение. Что если десятки тысяч турецких граждан, пользуясь возможностью безвизового въезда, станут «засиживаться» в странах ЕС или даже нелегально работать? Что если тысячи человек будут просить политического убежища? Разве либерализация визового режима в отношении Турции небезрассудна?

Тем не менее, на сегодняшний день визовая политика Евросоюза имеет три основные проблемы. Во-первых, она нарушает собственные правовые обязательства ЕС, во-вторых, недооценивает жизненно важные интересы Союза в области безопасности, и, наконец, основывается на ошибочных гипотезах. Между тем, текущая визовая политика Европейского Союза в отношении Турции является неприемлемой, и пересмотреть ее необходимо именно сейчас.

Говоря о пересечении границы, рабочие группы ЕС часто игнорируют тот факт, что турецкие граждане уже имеют законные права на территории Шенгена. По сути, данное утверждение подкрепляется решением самого Европейского суда юстиций, впрочем, как и государственными судами. Ряд последних постановлений подтвердил право турок на безвизовые поездки в некоторые страны ЕС, включая Германию и Нидерланды, на срок до трех месяцев. Из этого следует, что требование шенгенской визы и само постановление ЕС, на котором оно основано, незаконны.

Несколько министров внутренних дел ЕС впервые узнали о таком подходе, когда рассматривалось дело турецкого подданного, арестованного немецкой федеральной полицией на границе с Чешской Республикой в августе 2009 года. Несмотря на то, что человек въехал в Германию без визы для покупки автомобиля, местный суд города Хама постановил немедленно освободить его из-под стражи, отметив, что он, будучи гражданином Турции, «может рассчитывать на безвизовое пересечение границ в соответствии с так называемой оговоркой о неотмене».

Речь идет о протоколе Соглашения об ассоциации между ЕС и Турцией 1963 года, в котором говорится, что обе стороны должны «воздерживаться от введения между собой каких-либо новых ограничений на свободу учреждения и свободу предоставления услуг между ними». С момента вступления протокола в силу в январе 1973 года 11 стран ЕС не имеют визовых ограничений в отношении граждан Турции. При этом в практике Европейского суда применяется точка зрения, согласно которой свобода предоставления услуг распространяется как на лиц их оказывающих, так и на лиц, пользующихся этими услугами.

В последние несколько лет Европейский суд часто защищал права граждан Турции в соответствии с настоящим протоколом. В феврале 2009 года он постановил, что водителям грузового автомобиля Мехмету Сойсалу и Ибрагиму Саватли, являющимися турецкими гражданами и оказывающими услуги по перевозке грузов, не нужна виза для въезда в Германию. В 2009 году предприниматель Кандан Эрдоган, летевшая из Лос-Анджелеса в Стамбул через Мюнхен, пропустила пересадочный рейс. Когда немецкая полиция не позволила ей покинуть аэропорт, гражданка Турции обратилась в суд с иском. В итоге, мюнхенский суд в феврале 2011 года постановил, что она «имеет право на въезд в Федеративную Республику Германия на срок до трех месяцев для получения услуг, в частности, туристических, без вида на жительство и визы».

В ноябре 2010 года турецкий турист, въехавший в Германию из Польши без визы, был арестован за нелегальную иммиграцию и отправлен в тюрьму. Суд в Ганновере в январе 2011 года постановил, что задержанный должен быть освобожден, так как он не нарушил закон. В феврале 2011 года беременная турчанка была арестована в городе Бад Райхенхале после въезда в Германию из Австрии. Суд в Траунштайне потребовал от полиции освободить ее и позволить остаться в стране на правах туристки на срок до трех месяцев.

Авторы анализа, проведенного научно-исследовательской службой Бундестага Германии в июне 2011 года, пришли к выводу, что «недавние судебные постановления, наконец, внесли ясность и подтвердили легальную возможность турецких граждан въезжать на территорию ФРГ без визы и находиться там без вида на жительство, если они не устраиваются на работу. Это особенно выгодно для туристов». Дело Лейлы Демиркан, которым сейчас занимается Европейский суд, скорее всего, пополнит ряды таких постановлений.

В то время как судебные решения представляют нынешнюю визовую политику ЕС нелогичной, интересы безопасности Евросоюза делают ее безрассудной. Сегодня Европейский Союз нуждается в полной поддержке Турции в решении ряда актуальных проблем Шенгенской зоны, среди которых нелегальная миграция, будущее Греции и вопрос о членстве в ЕС Болгарии и Румынии.

Наиболее актуальным вопросом Шенгенской зоны является обеспечение безопасности греко-турецкой границы, на которой в прошлом году было выявлено более 61 тыс. нелегальных мигрантов. Группы по защите прав человека неоднократно указывали на крупный гуманитарный кризис в Греции. Европейский совет по правосудию и внутренним делам 8 марта 2012 года отметил, что «Греция столкнулась с трудностями, соблюдая минимальные европейские стандарты по принятию просящих убежище и изучению их прошений. Это связано с миграционным давлением, в частности, со стороны Турции».

Перед Европейским агентством пограничной охраны «Фронтекс» стоит сложная задача. Оставшись нерешенной, проблема массовых волн миграции вскоре может поставить под угрозу членство Греции в Шенгенской зоне. Также вызывает опасения и вступление в Шенген Болгарии и Румынии, что может увеличить нелегальную миграцию в страны ЕС, так как оба государства граничат с Турцией.

Ратификация и реализация соглашения о реадмиссии между Европейским Союзом и Турцией, на котором настаивают министры внутренних дел ЕС, не решат проблему миграции, если соглашение не будет функционировать в сочетании с другими мерами Турции по предотвращению наплыва нелегальных мигрантов на греческую территорию. Греко-турецкое соглашение о реадмиссии вступило в силу в 2002 году. Однако динамика нелегальной миграции почти не изменилась, и нет никаких оснований полагать, что соглашение с ЕС приведет к положительным результатам.

Реформирование пограничного режима, сотрудничество с «Фронтекс» и инвестирование немалых ресурсов в контрольно-пропускные пункты требуют со стороны Турции значительных усилий в сочетании с доброй волей и доверием. По мнению «Фронтекс», принятие Турцией определенных мер может привести к резкому снижению незаконной миграции. Тем не менее, турецкие власти дают понять, что такое сотрудничество возможно только при условии справедливого подхода ЕС к решению вопроса о либерализации визового режима. У Турции, к тому же, много «сложных» границ, требующих особого внимания и затрат.

Но как быть с опасениями Европы по поводу последствий либерализации визового режима? Большинство нелегальных мигрантов, устремившихся в Грецию — афганцы, алжирцы и сомалийцы, но не турки. За последние годы все больше турок покидают Германию в поисках лучшей доли на родине, чем наоборот. Потенциально крупная миграция в ЕС из Турции маловероятна, что также подтвердили многие недавние исследования.

В связи с этим напрашивается очевидный вывод: Европейская комиссия должна незамедлительно предложить Турции план либерализации визового режима схожего с теми, что предлагались Македонии и другим западным балканским странам в 2008 году. При этом ЕС не должен «прятаться» за государствами-членами, так как согласия этих стран не требуется, и решение по данному вопросу может быть принято еще до того, как Кипр получит председательство в ЕС этим летом.

В свою очередь официальные турецкие лица должны посетить столицы Европы, убеждая своих коллег в том, что необходимость предоставления «дорожной карты» и улучшения практического сотрудничества на греко-турецкой границе — в интересах обеих сторон. Они также должны дать понять, что упорядоченный процесс упрощения визового режима является лучшей альтернативой тому сценарию, в соответствии с которым легальность безвизового нахождения турок в ряде стран ЕС, в конечном итоге, подтверждается в судах этих же государств.

В обмен на «дорожную карту» Турция должна подписать соглашение о реадмиссии с ЕС, о содержании которого уже велись переговоры, что само по себе изменит ситуацию незначительно. Более важно то, что Турция должна начать работу с «Фронтекс» по сокращению нелегальной миграции в Грецию. В этом случае прогресс может наступить незамедлительно и будет более ощутимым.

Смягчение визового режима для граждан Турции создаст беспроигрышную ситуацию. Реформы, обусловленные «дорожной картой», обеспечат соблюдение прав человека в стране. Только изменения в системе предоставления убежища в Турции улучшат ситуацию с незаконными иммигрантами. Возможное усиление сотрудничества Турции с «Фронтекс» поможет Греции остаться в Шенгенской зоне и позволит Болгарии и Румынии присоединиться к Евросоюзу без промедления. Отношения ЕС и Турции улучшатся. Безвизовый режим также был бы полезен турецким студентам и бизнесменам, а туристы могли бы вызвать стремительный подъем европейской экономики, особенно в Греции.

Для граждан и должностных лиц Турции такой прорыв стал бы мощным сигналом о том, что, говоря об уважении норм права, судебных решений и международных обязательств, ЕС именно это имеет в виду. Подобный сигнал сегодня необходим. Это, в конце концов, вопрос общих интересов.

Актуальное