Конгресс сирийского нацдиалога в Сочи стал важным шагом на пути к примирению сторон
Печать
9 февраля 2018. PenzaNews. Конгресс сирийского национального диалога, который прошел в Сочи по инициативе России 29–30 января, стал одним из важнейших событий в истории мирного урегулирования затянувшегося политического кризиса.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
Участие в форуме приняли более 1,5 тыс. человек, которые представляли собой все политические и этноконфессиональные группы Сирии.
Как отметил глава МИД РФ Сергей Лавров (Sergey Lavrov), под одной крышей удалось собрать как парламентариев и членов правящей партии, так и представителей оппозиции — внутренней и внешней, а также племен, которые имеют очень большое значение в общественной жизни государства.
Что же касается национального состава, то делегатами конгресса, кроме арабов, которых было большинство, стали также курды, езиды, ассирийцы, армяне, черкесы, чеченцы, дагестанцы, абхазы, туркоманы и друзы.
Соорганизаторами сочинской встречи вместе с Россией выступили Иран и Турция как страны-гаранты астанинских соглашений о режиме прекращения огня в Сирии.
По результатам переговоров было подписано итоговое заявление, а также декларация об основных принципах возрождения государства на основах невмешательства извне. Кроме того, делегаты согласовали список кандидатов в состав экспертной группы по разработке изменений в новый основной закон Сирии и конституционной комиссии, которая начнет свою деятельность в Женеве. На треть она будет состоять из оппозиции.
Работу форума в Сочи признали продуктивной не только его непосредственные делегаты, которые активно вносили свои предложения и инициативы для обсуждения. Так, по итогам конгресса спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура (Staffan de Mistura) заявил, что мероприятие было напряженным, но при этом оно «не было хаосом», хотя многие из сирийцев «впервые получили возможность выразить свое мнение».
Кроме того, он отметил важную роль Российской Федерации в примирении сторон.
«Россия приложила очень много усилий для того, чтобы попытки политического урегулирования переросли в реальные действия. Россия активно поддерживает женевский процесс. Россия делает очень многое и может сделать еще больше: может помочь сирийскому правительству, на которое, кстати, она имеет большое влияние, осознать, что для политического процесса необходимы усилия, необходимы переговоры. И Россия это делает», — сказал Стаффан де Мистура.
В свою очередь спецпредставитель президента РФ Владимира Путина (Vladimir Putin) по Сирии Александр Лаврентьев (Alexander Lavrentiev) особо подчеркнул, что Москва не пытается перехватить инициативу у Женевы, а лишь стремится «придать импульс переговорам» на швейцарской площадке под эгидой ООН.
Однако, по мнению ряда зарубежных аналитиков, только за один раунд состоявшихся в России дебатов удалось достичь больше, чем за целую серию встреч в Женеве, стартовавших более двух лет назад.
Тем временем западные СМИ прогнозируемо подвергли конгресс в Сочи острой и едкой критике, ссылаясь на то, что ряд представителей сирийской оппозиции бойкотировали переговоры. Российский МИД такую позицию не разделил.
«Никто не рассчитывал, что здесь удастся собрать всех без исключения представителей различных групп сирийского народа — как лояльных правительству, так и нейтральных и оппозиционеров. То, что две-три группы не смогли принять участия — я из этого трагедии не делаю», — пояснил глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров.
Анализируя предложенный Россией новый формат взаимодействия по Сирии, норвежский политик, издатель, писатель, независимый предприниматель в области культуры и информационных технологий Пол Стейган (Pal Steigan) назвал встречу в Сочи многообещающей.
Читайте также
Урегулирование проблемы сирийских беженцев в ЕС требует более глубокого и масштабного подхода
«Конгресс, вероятно, откроет путь к мирному урегулированию ситуации. Российская сторона проделала большую работу по расширению возможностей для воссоединения государства. Но проблема, конечно, в том, что США саботируют любые попытки мирного урегулирования. Атака США и вооруженных формирований Сирийских демократических сил в Восточной Сирии показывает, что Вашингтон не отказался от создания там определенного рода «бантустанов», а также от своего протектората на этой территории», — сказал политик в интервью ИА «PenzaNews».
По его словам, победы, достигнутые в Сирийской Арабской Республике (САР) за последний год, укрепляют положение дел, но «империалистические державы» по-прежнему верны своим идеям установить контроль над страной.
«С этой целью они более или менее открыто работают с террористами, и, скорее всего, последние намерены обеспечить западный альянс «казусом белли» [формальным поводом к объявлению войны и началу боевых действий], которого те ждут, возможно, в виде очередной химической атаки под чужими флагами», — предположил Пол Стейган.
По его мнению, США, Израиль и Саудовская Аравия недовольны успехами Сирии и «могут развязать там еще одну войну».
«Если бы дело касалось только САР, ситуация могла быть решена довольно быстро путем формирования основы для свободного и единого государства, где все политические силы, которые хотят мира, могли бы найти решение. Увы, воинственно настроенные западные державы и их союзники не сдались. Я должен также констатировать, что моя страна, Норвегия, по-прежнему имеет на территории Сирии незаконные вооруженные силы, сражающиеся вместе с США и их союзниками-террористами — факт, о котором я сожалею и который осуждаю», — добавил собеседник агентства.
Между тем заведующий отделом Ближнего Востока немецкого Общества защиты угнетенных народов Камаль Сидо (Dr. Kamal Sido) выразил мысль о том, что конгресс мог стать более эффективным, если бы не совпал с турецкой военной операцией на севере республики.
«Россия не должна была соглашаться на проведение этого конгресса во время операции Анкары в Африне. Национальные меньшинства страны обижены за то, что она позволила Турции совершить эти нападения. Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть регион, есть погибшие среди мирного населения», — сказал аналитик.
При этом он подчеркнул, что сирийцы стремятся к самоопределению и готовы к диалогу и поиску компромиссов для мирного урегулирования конфликта.
«Жители Сирии хотят мира в своей стране и политического разрешения проблемы, при этом они сами стремятся определить свою судьбу. Однако вмешательство таких стран, как Турция, мешает этой цели. Необходимо существенно снизить влияние Турции и Ирана в Сирии — тогда Россия и США вместе с представителями сирийского народа смогут найти политическое решение этого вопроса», — пояснил свое видение ситуации Камаль Сидо.
Комментируя вероятность конституционных изменений, он отметил, что поддерживает идею о федеративном устройстве страны.
«Я думаю, что первое предложение РФ о конституции Сирии было лучше. Оно заключалось в принятии нового главного документа страны, который делал бы Сирию федеративным государством», — сказал эксперт Общества защиты угнетенных народов.
В свою очередь депутат парламента Люксембурга от Альтернативной демократической реформистской партии (ADR) Фернанд Картайзер (Fernand Kartheiser) отметил, что международное сообщество должно приветствовать любые усилия, которые могли бы способствовать поиску цивилизованного решения по Сирии.
«Наличие в стране разного рода конфликтов, зачинщики которых зачастую преследуют неясные цели, а также неоднородность и большое количество вовлеченных игроков, вполне логично, ведут к целому ряду мирных инициатив», — сказал политик.
На его взгляд, ситуация осложняется тем, что у западных стран нет четкой повестки дня в отношении будущего Сирии.
Читайте также
Страны Запада начинают вносить коррективы в свое видение способов решения сирийского кризиса
«Администрация Дональда Трампа [Donald Trump] открыто подвергла сомнению доктрину «смены режима», которая привела к хаосу во многих странах. При этом некоторые из движений, поддерживаемых Западом, не выглядят более респектабельными или надежными, чем нынешнее сирийское правительство», — пояснил Фернанд Картайзер.
По его мнению, значимую роль в урегулировании ситуации может сыграть налаживание отношений между Москвой и Вашингтоном.
«Крупные державы — США и Россия — должны нести ответственность за скоординированность и согласованность всех этих мирных инициатив и диалогов, […] а также за их соответствие принципам ООН. Ситуация в Сирии только подтверждает острую необходимость скорейшего возобновления нормальных отношений между Западом и Россией», — отметил депутат парламента Люксембурга.
«Эта срочность еще раз подчеркивается тем фактом, что ряд конфликтов в Сирии имеет опасный потенциал распространения, как, например, последнее вмешательство Турции. Разрешение конфликтов в рамках ООН также укрепило бы авторитет международного публичного права. В настоящее время многие игроки в Сирии действуют в лучшем случае исходя из очень слабых и шатких юридических аргументов», — добавил он.
Тем временем старший научный сотрудник Института Брукингса, обозреватель журнала The National Interest Майкл О’Хэнлон (Michael O’Hanlon) выразил мысль о том, что страна нуждается в создании автономий.
«Единственный реалистичный компромисс — это создание некой временной автономии для определенных районов Сирии, пока Башар Асад (Bashar Asad) не уйдет в отставку и не будет замещен другими деятелями, которых частично назначит сам, поскольку он фактически выиграл войну на большей части страны и по-прежнему имеет поддержку со стороны России», — сказал аналитик.
Однако, на его взгляд, переговоры в Сочи нельзя считать особенно значимыми.
«Оппозиция не восприняла их всерьез, считая, что встреча была слишком проассадовской», — уточнил Майкл О’Хэнлон.
Схожее мнение разделил бывший посол Израиля в США и главный переговорщик с Сирией в 1993−1996 годах, ныне профессор истории Ближнего Востока в Тель-Авивском университете, заслуженный профессор Нью-Йоркского университета, иностранный член Американской академии искусств и наук Итамар Рабинович (Itamar Rabinovich).
«Несколько участников бойкотировали встречу, а в ходе заседания не удалось направить кризис в сторону разрешения. Это неудивительно. Башар Асад чувствует, что наделен определенными полномочиями и не готов к каким-либо значительным уступкам, а оппозиция по понятным причинам не хочет капитулировать, приняв только лишь «косметические» изменения», — пояснил бывший политик.
Он также подчеркнул, что два внешних покровителя Башара Асада имеют разные взгляды на политический процесс.
«Россия справедливо считает, что без реальных политических изменений устойчивого урегулирования кризиса не произойдет. Иран же поддерживает Асада в его противостоянии любым преобразованиям», — заметил Итамар Рабинович.
«На данный момент нет никаких сигналов о том, что Россия готова дистанцироваться от Ирана или превратить свою — отличную от иранской — точку зрения в реальное несогласие. Поэтому независимо от места проведения переговоров — будь то Сочи, Астана или Женева — перспектива политического прогресса, не говоря уже о возможности разрешения кризиса, тускнеет», — добавил эксперт.
В свою очередь аналитик Центра политических исследований в Анкаре (Ankara Policy Center) Орхан Гафарлы (Orkhan Gafarli) напомнил, что турецкая сторона считает проведенный в Сочи конгресс сирийского нацдиалога результативным.
«Все участники смогли договориться в вопросе реформирования конституции Сирии. Между тем ранее проведенная военная операция Турции в Африне, а также операция Дамаска и России в районе Идлиба показывают, что стороны смогли найти общий язык и продолжить диалог», — сказал эксперт.
«В этом контексте сочинский конгресс, как продолжение процесса в Астане, ведется успешно», — подчеркнул Орхан Гафарлы.
На его взгляд, наиболее важным является соответствие завершившегося в России форума принципам переговоров в Женеве.
«Главная задача состоит в том, чтобы диалог в Сочи и Астане находился «под зонтиком» женевского процесса, являющегося единственным международным механизмом для урегулирования конфликта в Сирии под эгидой ООН. Я думаю, что именно в этом вопросе Россия и Турция достигли полного согласия. Однако Иран и Сирия придерживаются иного мнения. Ведь женевский процесс не предусматривает политического решения, которое бы оставило Башара Асада у власти, а предполагает наличие определенного периода реформирования и создания «нового» государства, после чего он должен уйти — это беспокоит Тегеран и Дамаск», — пояснил свое видение проблемы аналитик.
Он также выразил уверенность в том, что сочинский конгресс стал успешным этапом на пути к урегулированию сирийского кризиса.
«Были даны позитивные сигналы о том, что трехстороннее сотрудничество будет продолжаться — стремление разрешить конфликт продемонстрировали и Россия, и Турция и Иран», — подытожил Орхан Гафарлы.