11:42:02 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Молдавию ждут серьезные перемены с избранием на пост президента страны Майи Санду

20:59 | 03.12.2020 | Аналитика

Печать

3 декабря 2020. PenzaNews. Конституционный суд Молдавии назначил на 10 декабря заседание, на котором будет рассмотрен вопрос об утверждении результатов президентских выборов, прошедших в ноябре.

Молдавию ждут серьезные перемены с избранием на пост президента страны Майи Санду

Фото: Flickr.com/oscepa

Согласно ст. 122 Кодекса о выборах, Конституционный суд дает заключение о соответствии либо несоответствии выборов закону в десятидневный срок после получения документов от ЦИК, но не ранее окончательного разрешения судебными инстанциями жалоб, поданных в соответствии с установленными законодательством процедурами.

Во втором туре выборов, который состоялся 15 ноября, лидер проевропейской партии «Действие и солидарность», экс-премьер-министр Майя Санду (Maia Sandu) набрала 57,72% голосов, действующий президент Игорь Додон (Igor Dodon) получил 42,28%. Его полномочия истекают 23 декабря. Инаугурация нового президента намечена на 24 число.

Между тем Майя Санду уже сделала несколько громких заявлений. В частности, она назвала «нечестным» долг Молдавии за газ перед Россией, общий размер которого на данный момент составляет около 7,5 млрд. долларов.

«На правом берегу у нас почти нет долгов «Газпрому», потому что мы платим и платили все эти годы. С другой стороны, на левом берегу [где располагается Приднестровская Молдавская Республика] не платили за газ, и там долг очень большой. И, конечно, нельзя ожидать от нас на правом берегу, что мы сможем оплатить. Это нечестно, несправедливо», — сказала она.

Кроме того, политик выступила за вывод из Приднестровья Оперативной группы российских войск (ОГРВ), а также за замену миротворцев РФ на миссию гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ.

«В Приднестровье находится оперативная группа войск Российской Федерации, в отношении которой никогда не было договоренностей со стороны Молдавии. Поэтому позиция государства состоит в том, что эти войска должны быть выведены, а оружие должно быть вывезено с территории нашей страны. [...] В связи с тем, что опасности вооруженных столкновений давно нет, позиция молдавской стороны заключается в том, что эта миротворческая операция должна быть трансформирована в гражданскую миссию под эгидой ОБСЕ», — заявила Майя Санду.

Комментируя ее слова, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков (Dmitry Peskov) указал, что изменение статус-кво может привести к дестабилизации ситуации в регионе.

«Россия выполняет очень важные функции, и, безусловно, изменение какого-то статус-кво, который зиждется на духе и букве международного права, может привести к серьезной дестабилизации», — подчеркнул представитель Кремля.

«Мы, конечно, рассчитываем, что все это будет обсуждаться и не будет делаться каких-либо резких движений», — добавил он.

В Приднестровье расквартирована ОГРВ численностью около тысячи солдат и офицеров. Они задействованы в проведении миротворческой операции и обеспечении охраны складов в населенном пункте Колбасна, где хранится свыше 20 тыс. тонн боеприпасов, которые свозились туда после вывода советских войск из европейских стран.

Российские «голубые каски» были введены в зону боевых действий 29 июля 1992 года в соответствии с соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе, подписанным 21 июля 1992 года президентами РФ и Молдавии в присутствии лидера Приднестровья. В настоящее время они поддерживают мир в разделительной зоне безопасности по Днестру вместе с миротворцами Молдавии, Приднестровья и группой военных наблюдателей от Украины.

Анализируя потенциальные изменения в политике Молдавии под руководством нового лидера, научный руководитель Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун (Anatoly Dirun) отметил, что избрание Майи Санду усилит вектор на европейскую интеграцию.

«Новый президент получил карт-бланш со стороны молдавских избирателей на проведение целого пакета реформ. Конечно, как президент Майя Санду усилит взаимодействие с региональными структурами в рамках ГУАМ [региональная организация, созданная Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией в 1997 году], будет восстанавливать отношения с Украиной и усиливать диалог с Бухарестом. Но при этом новый президент будет избегать геополитических дискуссий со своими оппонентами, обосновывая свои шаги прежде всего национальными интересами Молдовы, а не желанием противостоять России», — сказал эксперт.

По его словам, существенно возрастет давление Кишинева на Тирасполь.

«Это будет давление на крупный бизнес Приднестровья в лице фирмы «Шериф», который сегодня контролирует ситуацию в республике в целом. Санду максимально попытается использовать благоприятную для себя региональную ситуацию, а именно «украинский фактор» для навязывания Приднестровью политических условий урегулирования ситуации. Что из этого получится, мы скоро увидим. Пока она вынуждена решать свои внутренние проблемы, у Тирасполя есть немного времени для консолидации своей позиции», — добавил Анатолий Дирун.

Эксперт французского университета Париж-Эст, сотрудник госуниверситета Бабеш-Бойяи в Румынии Винсент Генри (Vincent Henry) выразил мнение, что победа Майи Санду не стала неожиданностью, однако мало кто мог предположить, что она наберет столько голосов.

«Около 33% избирателей ее пула поддерживают более тесные отношения с Европейским союзом. Кроме того, она добилась лучших результатов среди молдавской диаспоры в Европе. Резкое неприятие Игоря Додона оказалось ей на руку. Последний имел в своем распоряжении все полномочия, но не смог продемонстрировать ничего, кроме пустой риторики. Додон проявил мизогиническую грубость по отношению к своему оппоненту, что не было оценено в стране, которая стремится к реальным переменам и быстро развивается в социальном и культурном плане. Его провальная политика в период кризиса в системе здравоохранения еще больше усугубила недоверие к нему. Кроме того, он подвергается новым разоблачениям о пособничестве олигарху Плахотнюку (Vladimir Plahotniuc), который находится в бегах с 2019 года. Все поняли, что их противостояние, когда один играл пророссийского, а другой прозападного политика, было политическим спектаклем, разыгрывавшимся с целью устранить их главного конкурента Майю Санду», — сказал он.

Отвечая на вопрос о вероятности вхождения Молдавии в состав Румынии, Винсент Генри подчеркнул, что на данный момент она очень мала.

«Этот вопрос больше не представляет большого интереса для румын, особенно среди молодого поколения. Большинство молдаван тоже не стремятся к объединению — несколько юнионистских кандидатов, участвовавших в последних выборах, получили лишь незначительное количество голосов. При этом Майя Санду никогда не занимала определенной позиции по этому вопросу, она кандидат, поддерживаемый Европейским союзом, а его члены очень неохотно меняют границы. На сегодняшний день, особенно учитывая кризис, этот вопрос не сможет получить серьезное внимание, даже если будет регулярно выноситься на обсуждение. Избрание Майи Санду никак не связано с вопросом о гипотетическом союзе с Румынией», — пояснил свою позицию эксперт.

Он также обратил особое внимание на результаты других участников президентской гонки, подчеркнув, что около четверти молдаван в первом туре поддержали «кандидатов со странным прошлым, обещающих свергнуть систему»: так, почти 17% голосов набрал Ренато Усатый, объявленный российским МВД в международный розыск по делу об организации преступного сообщества, а примерно 6,5% голосов получила Виолетта Иванова, представляющая партию и интересы Илана Шора (Ilan Sor), бывшего мэра города Оргеева, который оказался в центре громких коррупционных и политических скандалов в Кишиневе и бежал за границу.

«В этих условиях политическая жизнь Молдавии, вероятно, будет по-прежнему очень оживленной и неопределенной», — предположил Винсент Генри.

В свою очередь эксперт по истории России, преподаватель факультета политических наук в Бухарестском университете Арманд Гошу (Armand Gosu) отметил, что, выбирая Майю Санду, люди голосовали за реформы и борьбу с коррупцией.

«Однако у президента Молдовы ограниченные полномочия — в структуре власти этот институт имеет меньше веса. Поэтому Санду настаивает на необходимости проведения досрочных парламентских выборов. Нынешний парламент избран в соответствии со спорным избирательным кодексом, составленным бывшим олигархом Владимиром Плахотнюком. Это была смешанная система — единоличные мандаты и голосование по спискам. Голосование по спискам, которого хочет Майя Санду, с понижением избирательного порога более точно отразило бы предпочтения электората», — сказал эксперт.

Он также разделил мнение о том, что союз Молдавии и Румынии на данном историческом этапе невозможен.

«Сегодня после 30 лет молдавской государственности, когда молдавские политические лидеры, выступающие за воссоединение, набирают на выборах 3%, такой сценарий сложно представить. Молдавскому общественному мнению потребуется время, чтобы забыть о том, что министерство иностранных дел в Бухаресте до последней секунды поддерживало олигарха Плахотнюка, самого ненавистного политического деятеля Молдовы», — указал Арманд Гошу, добавив, что проект воссоединения с Молдавией никогда серьезно не обсуждался в румынском обществе.

Говоря о Приднестровье, он выразил надежду, что новому президенту после реформирования органов прокуратуры и судебной системы «удастся ликвидировать преступные схемы», что «приведет к краху сепаратистского режима».

«В последние годы Украина также проявляет больший интерес к этому досье, и сотрудничество между Киевом и Кишиневом значительно ограничит контрабанду через Приднестровье. Безусловно, Санду сможет мобилизовать западные столицы, чтобы они стали более вовлеченными в поиск политического решения приднестровского конфликта. Но если России не удалось продвинуть свое видение урегулирования приднестровского конфликта, когда президентом был Додон, с Майей Санду достичь этого будет намного сложнее», — сказал Арманд Гошу.

Между тем политолог Андрей Сафонов (Andrey Safonov) уверен, что новому президенту Молдавии не удастся урегулировать приднестровский вопрос в том ключе, в каком она это видит.

«Майя Санду рассматривает Приднестровье как часть унитарной Молдавии, но приднестровцы на референдуме проголосовали за независимость. Она выступает за сближение Приднестровья в составе унитарной Молдовы с ЕС и Румынией и за вывод российских войск, однако приднестровцы держат курс на союз с Россией и евразийский интеграционный проект, а также выступают за бессрочное нахождение на территории ПМР российских войск», — пояснил эксперт.

«Эти подходы взаимоисключающие. Реальный выход в такой ситуации — сохранение военно-политического статус-кво и урегулирование вопросов неполитического характера, например, в сфере транспорта, свободы грузового и пассажирского потоков, экономики, экологии и так далее. Если Кишинев будет учитывать реалии, тогда можно будет находить взаимоприемлемые решения. Но если возобладает мнение, что Россию можно вытеснить, а Приднестровье подчинить, тогда напряженность на Днестре, конечно, может возрасти», — сказал Андрей Сафонов.

На его взгляд, Майя Санду является более проамериканским и прорумынским политиком, чем все предыдущие молдавские лидеры, за исключением руководства парламента страны в начале 1990-х годов.

«Теперь внешняя политика Молдавии с точки зрения действий нового президента станет однозначно более прозападной и прорумынской. Другое дело, насколько эта политика станет радикальнее и авантюрнее. Тут могут быть разные варианты», — отметил политолог.

Он также обратил внимание на слабую позицию Игоря Додона, который не смог мобилизовать своих сторонников даже в России, чтобы те пришли на избирательные участки, назвав это «реальным политическим провалом».

«Теперь битва начнется за новый состав парламента страны. Она будет не менее важной, чем сражение за президентское кресло, поскольку Молдавия — парламентская республика. Если Санду и там удастся получить большинство, тогда политика Кишинева утратит всякую сбалансированность. Если нет, вновь начнется «позиционная война» между прозападниками и прорумынами с одной стороны, и теми, кто учитывает связи Молдавии с Россией, с другой», — резюмировал Андрей Сафонов.

Актуальное