Санкции США против РФ могут оказать негативное влияние на европейскую энергобезопасность
Печать
4 августа 2017. PenzaNews. Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) подписал закон, предусматривающий введение дополнительных санкций против России, признав при этом, что документ имеет ряд существенных недостатков, включая «антиконституционные нормы».
Фото: Matt H. Wade, Wikipedia.org
«Я выступаю за жесткие меры, за то, чтобы наказать и пресечь агрессивное и дестабилизирующее поведение Ирана, Северной Кореи и России, и в то же время считаю, что этот закон имеет существенные недостатки. Конгресс, спеша принять этот закон, включил в него несколько явно антиконституционных положений», — говорится в заявлении Дональда Трампа, опубликованном на сайте Белого дома.
За принятие закона об ограничениях против России, Ирана и КНДР ранее проголосовали 98 американских сенаторов, против выступили только двое. Президент США имел право наложить вето, однако не воспользовался им.
«Несмотря на недостатки, я подписываю этот законопроект ради национального единства», — отметил американский лидер.
В свою очередь европейские политики выразили опасения, что новые санкции могут поставить под угрозу интересы ЕС, в том числе энергетическую безопасность.
«Коллегия еврокомиссаров обсудила сегодня ситуацию с проектом США по российским санкциям. Комиссары выразили свою озабоченность — в особенности, касательно возможного влияния проекта на независимость энергетики Евросоюза. […] В зависимости от его применения он может повлиять на инфраструктуру транспорта энергоресурсов в Европу. Он также может затронуть проекты, критически важные для реализации задачи диверсификации, такие как «Балтийский СПГ», — говорится в сообщении Еврокомиссии, опубликованном в среду, 26 июля.
Комментируя сложившуюся ситуацию, научный сотрудник Группы по исследованию энергетической политики Кембриджского университета, директор Форума по энергополитике Чи Конг Чонг (Chi Kong Chyong) призвал разобраться в природе опасений Евросоюза, вызванных новыми санкциями США.
«В течение нескольких лет ученые и эксперты в сфере энергетики рассуждали о том, что продажа российского газа в Европу по очень низким ценам может уменьшить конкурентоспособность американского сжиженного природного газа (СПГ) перед «Газпромом». Такой вывод поддерживают многие исследователи, и я в их числе. Если «Газпром» наводнит Европу дешевым газом, тогда экспорт СПГ из США в европейские страны будет минимальным. С экономической точки зрения, для реализации этой стратегии «Газпрому» необходим прямой доступ на газовые рынки Северо-Западной Европы, чтобы минимизировать коммерческие и политические риски, связанные с экспортом газа через транзитные страны. Таким образом, новые санкции могут быть нацелены на предоставление конкурентного преимущества американскому СПГ в Европе», — сказал эксперт.
Между тем, по его словам, проблема энергетической безопасности Европы не может быть решена единым способом, учитывая разнообразие рынков и политических условий в странах ЕС.
«В то время как экспортеры газа — РФ и США — пытаются привлечь больше клиентов в перенасыщенной рыночной среде, европейская энергетическая безопасность не находит единого знаменателя. Газовые рынки ЕС очень разнообразны, для некоторых из них увеличение поставок дешевого российского газа не создает огромных проблем для энергетической безопасности; для других — больше СПГ, в частности, из США, содействует экономической и энергетической безопасности. […] Поэтому выбор поставщика газа и уровня энергетической безопасности — это политическое решение каждого отдельного государства ЕС, которое должно быть принято в соответствии с европейскими законами в сфере энергетики и не должно подчиняться кратковременным национальным политическим циклам», — отметил аналитик.
При этом, по его мнению, негативная реакция Еврокомиссии на санкции объяснима.
«Еврокомиссия преимущественно использует «мягкую» силу — законы и нормативные акты — для достижения политических целей, и поэтому ее реакция на санкции объяснима. На мой взгляд, руководство ЕС считает, что располагает необходимыми экономическими инструментами, которые теоретически может использовать для поддержания востребованности СПГ в отдельных странах, например, возможностью регулирования стоимости доступа на внутренние газотранспортные сети. Такое регулирование вполне может соответствовать европейскому законодательству в области энергетики, не ставить под угрозу фундаментальные основы свободы торговли и инвестирования и быть менее политизированным», — уточнил Чи Конг Чонг.
В свою очередь научный сотрудник, основатель научно-исследовательской программы по вопросам природного газа Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Стерн (Jonathan Stern) отметил, что ключевым вопросом является применение санкций к запущенным проектам, получившим инвестиции ранее.
«Я не думаю, что это возможно. В последний раз американцы задним числом пытались ввести санкции в отношении российского — точнее тогда еще советского — газопровода в эпоху Рональда Рейгана (Ronald Reagan), и это, с точки зрения трансатлантических отношений, оказалось катастрофой. Проект [СССР] так и не был остановлен. На сегодняшний день США пытаются ввести санкции против «Северного потока-1» и «Голубого потока» — проектов, начатых много лет назад. Сложно понять, каким образом можно наложить на них санкции», — сказал эксперт.
Читайте также
«Южный поток» стал жертвой политических кризисов и жесткой позиции Брюсселя
По его словам, «Северный поток-2» тоже «попал под прицел».
«Однако трубы уже закуплены, сейчас на них наносится специальное покрытие — все инвестиции были сделаны европейскими энергетическими компаниями, поэтому возможность применения санкций к данному проекту мне также непонятна. Главным вопросом для «Северного потока-2» останется получение Евросоюзом мандата от государств-членов на проведение переговоров по новому международному соглашению, а затем поддержание проекта», — уточнил Джонатан Стерн.
На его взгляд, санкции будут затрагивать в первую очередь те проекты, реализация которых еще не началась.
«Это, в частности, «Балтийский СПГ» и третья очередь завода по производству сжиженного природного газа на Сахалине. Что касается этих проектов, любой инвестор рискует оказаться оштрафованным. «Балтийский СПГ» планировалось запустить в 2022–2023 году, однако значительных инвестиций еще не было, поэтому санкции не имеют никакого непосредственного влияния», — добавил аналитик.
Между тем бывший член американского Совета нацбезопасности, экс-посол США в Казахстане и Грузии, исполнительный директор Business Leaders Forum стратегического исследовательского центра RAND в Вашингтоне Уильям Кортни (William Courtney) подчеркнул, что санкции США не являются «антироссийскими»: они направлены не против страны, а против той политики, которую проводит правительство.
Он напомнил, что сначала Запад ввел ограничения из-за Крыма, затем — дополнительные и секторальные санкции в связи с ситуацией на Донбассе, а после выборов президента США последовала высылка 35 российских дипломатов и ограничение доступа к двум объектам недвижимости в штатах Нью-Йорк и Мэриленд, которые, по словам предыдущего главы Белого дома Барака Обамы (Barack Obama), использовались «в разведывательных целях».
Уильям Кортни отметил, что новые санкции являются ответом на «вмешательство в выборы», а также продолжающуюся войну на востоке Украины, где за три года были убиты около 10 тыс. человек.
При этом, по его мнению, новый закон не обяжет, но позволит американскому президенту вводить санкции, которые могут помешать реализации проекта «Северный поток-2».
«Вашингтон понимает энергетические опасения Германии и Европы, и будет к ним прислушиваться. США уже давно выступают за развитие множественных источников глобальной энергии и нескольких маршрутов их доставки на международные рынки в целях увеличения конкуренции и повышения эффективности в мировой энергетической отрасли, а также снижения цен для потребителей», — сказал кадровый дипломат в отставке, занимавший в администрации Билла Клинтона (William Jefferson «Bill» Clinton) пост главного помощника президента США по делам СНГ и Евразии.
Кроме того, он высказал мнение, что некоторые тенденции в России — агрессивная внешняя политика, сокращение пространства для гражданского общества, снижение эффективности экономики и производительности — вызывают беспокойство.
«Западу будет выгодно, если российская внешняя политика станет не такой силовой, политические курсы будут более открытыми, а экономика — продуктивной. Произойдет ли это и, если да, то когда — неизвестно», — добавил бывший член американского Совета нацбезопасности.
Тем временем научный руководитель Международного центра по вопросам европейского и глобального управления, директор Научно-исследовательского центра многоуровневой интеграции и процессов управления в университете eCampus Роберто Касталди (Roberto Castaldi) назвал санкции в отношении РФ символичными.
«Санкции — это не что иное, как символ, поэтому они останутся», — пояснил он, добавив, что европейцы не могут игнорировать факт изменения границ в Европе, а также закрыть глаза на ситуацию на Украине.
По его мнению, в ближайшем будущем санкции против России сняты не будут.
«Пока Минские соглашения остаются «мертвыми», санкции будут сохраняться. Спад в российской экономике подталкивает Владимира Путина (Vladimir Putin) использовать внешнюю политику в целях легитимности. Это затрудняет изменение курса двусторонних отношений с Евросоюзом», — добавил Роберто Касталди.
В свою очередь депутат парламента Люксембурга от Альтернативной демократической реформистской партии (ADR) Фернанд Картайзер (Fernand Kartheiser) обратил внимание на три одинаково тревожные тенденции.
Читайте также
Переход США к военной стратегии стал началом конца 50-летней империи — социолог
«Во-первых, ведущая западная держава, Соединенные Штаты, кажется, проявляет все большую иррациональность и непредсказуемость в международных отношениях. Для всех американских союзников это самое нежелательное развитие ситуации. У многих людей, включая меня, были надежды на то, что Дональд Трамп попытается наладить отношения с Россией. К сожалению, этого еще не произошло, и официальный Вашингтон продолжает вести «охоту на ведьм», — сказал политик.
Второй тревожный момент, по его словам, связан с тем, что санкции могут стать «нечитабельными» и, как следствие, безусловными.
«Люди уже склонны забывать, почему они вообще существуют. Например, вице-президент Европейской комиссии заявил в парламенте Люксембурга, что санкции введены «из-за Сирии», но это не так. Растущий политический, правовой и структурный хаос вокруг этих санкций делает стратегию выхода из них еще более сложной», — пояснил Фернанд Картайзер.
Кроме того, на его взгляд, введенные ограничительные меры сложно вписать в рамки международного права.
«Мое личное видение заключается в том, что санкции все сильнее приближаются к очевидной противоправности и просто представляют собой попытку принудительной реализации политических и экономических интересов Америки в России и ЕС, особенно в области энергетики. Вместе с тем эти санкции не достигают какой-либо позитивной цели и становятся все более опасными не только для наших отношений с Россией, но и для целостности западного альянса», — уточнил депутат парламента Люксембурга.
По его мнению, дальнейшее развитие ситуации предугадать сложно.
«Остается неясным, будет ли Еврокомиссия пытаться защищать экономические интересы в контексте этих санкций. Европа, на мой взгляд, теперь расплачивается за то, что постоянно поддавалась на введение этих санкций, продлевая их снова и снова, хотя многие государства-члены не воспринимали их с воодушевлением. Несколько восточноевропейских государств при поддержке США и Великобритании подталкивают нас к конфликтной позиции в отношении России. Будучи консерватором, я четко заявляю, что не одобряю эту политику, которая делает ЕС и его государства-члены заложниками стратегических целей меньшинства», — сказал Фернанд Картайзер.
Более того, по его мнению, сложившаяся ситуация демонстрирует возможные просчеты в политике Евросоюза.
«Этот «российский вопрос», являющийся в значительной степени искусственным и несправедливым, также показывает нам, что чрезмерно амбициозная европейская политическая интеграция может быть ошибкой. Многие [в Европе] даже мечтают о создании европейской армии. Но разве нынешняя ситуация вокруг России не показывает нам опасность этих мыслей?» — задался вопросом депутат.
«Я продолжаю выступать за дружеские и разумные отношения с Москвой. Санкции и угрозы не являются средством, которое мы должны использовать для разрешения открытых вопросов между Западом и Россией», — резюмировал политик.